Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Большой энергетический секрет России

Путин использует природный газ в качестве оружия. Но в действительности Россия едва удовлетворяет свои собственные растущие потребности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на все свои притязания на роль главного энергетического поставщика Европы, 'Газпром' - это колосс на глиняных ногах. Сегодня, когда бывшие вассалы России раскрывают свой собственный потенциал влияния, Москве приходится отказываться от своей 'фирменной' тактики энергетического насилия и принимать на вооружение новую газовую дипломатию.

Российский газовый гигант 'Газпром' часто изображается в виде страшной и мощной гориллы энергетического мира. За последние несколько лет компания добилась огромных успехов в завоевании прибыльных европейских рынков. Она также безжалостно заставляет потребителей из стран бывшего Советского Союза платить за свой газ по ценам, близким к мировым. При необходимости подтолкнуть не желающих расплачиваться клиентов, таких как Украина, 'Газпром' закрывает им газовый вентиль, прекращая поставки. Но проблемы начинают переливаться через край. Оказывается, у 'Газпрома' слишком много покупателей и слишком мало газа.

Вызывающая удивление 'ахиллесова пята' 'Газпрома' - это то, что он добывает менее 550 миллиардов кубометров газа. Данного объема едва хватает для обеспечения внутреннего рынка. Чтобы выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями, объем которых составляет почти 80 миллиардов кубометров, 'Газпром' использует дешевые импортные поставки из Центральной Азии. А поскольку по полной рыночной стоимости с ним расплачиваются лишь иностранные покупатели, основную часть доходов компании составляют экспортные продажи. Только во втором квартале 2007 года они были равны 21 миллиарду долларов. Теперь же те страны, от которых зависит газпромовская прибыль - Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, начинают заключать собственные соглашения с крупными покупателями, такими как Китай. Эти соглашения, в свою очередь, создают серьезную угрозу 'Газпрому', который представляет собой самый ценный для России стратегический рычаг власти и влияния.

Тот факт, что Россия контролирует четверть общего объема поставок газа в Европу, составляет главный аспект ее внешней политики и основу ее возрожденной национальной гордости. Обеспечение российских домов дешевым электричеством и теплом является тем фундаментом, на котором покоится авторитет и престиж российского правительства. Теперь Центральная Азия разрушает эти основы, создавая угрозу нефтяной политике Владимира Путина.

'Газпром' не открыл ни одного нового газового месторождения с 1991 года, а существующие запасы компании постепенно истощаются. В подготовленном недавно докладе российского министерства промышленности и энергетики звучит предостережение о том, что если спад сохранится, то к 2010 году Россия будет не в состоянии обеспечивать даже свои внутренние потребности в природном газе. В докладе представлена рекомендация удвоить цены на газ. Такое предложение по энергосбережению расстроило бизнес и может замедлить экономический рост в стране.

Тем временем, председатель совета директоров 'Газпрома' Дмитрий Медведев, который также является первым заместителем премьер-министра и преемником Путина на посту президента, объявил о радикальном плане наращивания добычи газа компанией внутри страны. Для этого в разведку и освоение месторождений, а также в новые объекты газодобычи намечено вложить 420 миллиардов долларов.

Закупки дешевого импортного газа для снабжения иностранных потребителей - это для 'Газпрома' дело привычное. Компания годами приобретает газ в Центральной Азии по бросовым ценам. До нынешнего года она платила туркменам всего 65 долларов за тысячу кубометров газа, а затем перепродавала тот же самый газ западноевропейским покупателям по цене до 250 долларов за тысячу кубометров (видимо, исключительно благодаря российской монополии на трубопроводы). 'Сейчас российская монополия подвергается ударам, - говорит Стив Ливайн (Steve Levine), автор исследования по центральноазиатской энергетической политике под названием 'Нефть и слава' (The Oil and the Glory), - ее соседи начинают прокладывать трубопроводы, а местные производители тоже становятся умнее и хитрее'.

Нет более серьезной угрозы, чем угроза проникновения Китая в Туркменистан. В прошлом году руководитель Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) подписал с ныне покойным туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым соглашение о покупке 30 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение следующих 30 лет. Согласно соглашению, Китай будет финансировать прокладку нового гигантского газопровода в провинцию Синьцзян. Согласно другому соглашению, предусматривается ежегодно поставлять 14 миллиардов кубометров туркменского газа в Иран. В то же время, туркмены заключили сделку с Россией на поставку 50 миллиардов кубометров газа в год на срок до 2009 года. 'Нет никаких сомнений в том, что Туркменистан пообещал продавать больше газа, чем он реально способен выкачивать, - говорит один высокопоставленный американский дипломат, работающий в этом регионе и не уполномоченный делать официальные заявления по данной теме, - и вопрос заключается в том, какого покупателя он выберет'.

От этого выбора зависит очень многое, в том числе, и будущее России как энергетической сверхдержавы. Но 'Газпром' утверждает, что проблем нет. 'Мы не считаем Китай угрозой или конкурентом в Центральной Азии, - говорит представитель 'Газпрома' Игорь Волобуев, - у нас есть долгосрочный контракт на 25 лет с туркменским правительством, и оно должно выполнять свои обязательства. Наш контракт с туркменами не продолжительнее по срокам, чем наши контракты с европейскими покупателями'. Путин в текущем году заверил клиентов 'Газпрома', что 'есть абсолютная уверенность в исполнении Россией всех своих контрактов'.

Европейцы теперь волнуются по поводу возможного дефицита газа, а американцы злорадствуют. Не секрет, что Соединенные Штаты Америки хотели бы ослабить мертвую хватку России, которой она удерживает энергетические ресурсы всего региона, а также немного поколебать 'абсолютную уверенность' Путина. На языке дипломатии это называется 'способствовать диверсификации поставок'. Если расшифровать дипломатические эвфемизмы, то это означает поддержку любому проекту строительства трубопровода, который пойдет в обход России. 'Это один из тех вопросов, в которых мы находим взаимопонимание с Пекином, - говорит американский дипломатический представитель в этом регионе, - чем больше экспортных маршрутов, тем радостнее нам'.

Для достижения этой цели Соединенные Штаты Америки поддерживают целый ряд трубопроводных проектов, предусматривающих исключение России из цепочки транзитеров. Пока проложен лишь один такой трубопровод, который напрямую связал богатый каспийской нефтью Азербайджан со Средиземным морем. Но Соединенные Штаты надеются, что появятся и другие. Нет нужды говорить о том, что и Москва упорно работает над тем, чтобы сохранить свою монополию в целости и сохранности. Совсем недавно, в сентябре, она подписала новое соглашение с Казахстаном о прокладке трубопровода с побережья Каспия в Россию.

Для центральноазиатских государств продажа энергоресурсов это нечто большее, чем доллары и центы. Речь здесь идет об обретении подлинной независимости от прежнего колониального хозяина и господина. Один министр из казахстанского правительства, пожелавший остаться неизвестным из-за критических слов в адрес России, вспоминает недавний инцидент, когда одно российское министерство не побеспокоилось о том, чтобы послать машину за приехавшими в Москву официальными представителями Казахстана. 'К Казахстану наши российские соседи постоянно относятся как к младшему брату', - жалуется он. Еще одним проявлением неуважения стал запрет на пролет самолетов компании Lufthansa через российское воздушное пространство, когда этот немецкий авиаперевозчик решил перенести центр своих азиатских грузоперевозок из российского Красноярска в казахстанскую Астану. 'Российское правительство подумало, что напугает нас своими угрозами, как оно делало в отношении Грузии и Украины, - говорит этот министр, - но есть и другие страны, к которым мы можем обратиться'.

Похоже, что главным победителем в борьбе за новых друзей в Центральной Азии может стать скорее Китай, чем Соединенные Штаты. Хотя Вашингтон из кожи вон лезет, чтобы показать свое безразличие в отношении недемократических действий стран этого региона, местные деспоты по-прежнему испытывают раздражение даже из-за самой легкой критики со стороны США. Им также не нравится и то, что американцы требуют от них отказаться от всяких дел с Ираном. Ближайший союзник США в этом регионе Киргизия переживает приливы нестабильности и экономический спад.

А тем временем Казахстан процветает. К 2015 году он планирует удвоить добычу нефти, доведя ее до 150 миллионов тонн в год. Значительная ее часть будет экспортироваться в Китай через новые трубопроводные ветки, строительство которых профинансировал Пекин. Немалая доля пойдет и на другие рынки через трубопровод Баку-Джейхан - в обход России. 'Очень скоро китайцы пересядут со своих велосипедов на машины, и тогда их потребности в нефти вырастут до небес. Мы счастливы иметь такого крупного и стабильного соседа на наших границах, - говорит депутат казахского парламента Камал Бурханов, - сколько страны Центральной Азии должны находиться в ловушке газпромовских цен? А за транзит они нам платят копейки'.

Это верно. Несмотря на все свои притязания на роль главного энергетического поставщика Европы, 'Газпром' - это колосс на глиняных ногах. Сегодня, когда бывшие вассалы России раскрывают свой собственный потенциал влияния, Москве приходится отказываться от своей 'фирменной' тактики энергетического насилия и принимать на вооружение новую газовую дипломатию.

В подготовке статьи участвовала Анна Немцова, Астана

___________________________________________________________

Здравствуй, Газпромия ("The Washington Times", США)

"Газпрому" не нужны иностранные инвестиции в арктический газ ("The Times", Великобритания)