Фигаро продолжает знакомить своих читателей с самыми престижными магазинами мира. После Берлина, Дубаи и Токио, мы оказались в Москве, в ГУМе - дворце, построенном в конце XIX-го века. Когда-то он был государственным универсальным магазином, теперь - это храм роскоши и потребления.
Ленин, должно быть, перевернулся в своем мавзолее. Совсем неподалеку, по другую сторону Красной площади, возвышается храм роскоши и потребления. Прямо напротив гробницы, где покоится мумия отца большевистской революции, сияют витрины Dior, Louis Vuitton, Kenzo, Estеe Lauder. Ленин, проснись, они опять разбогатели! ГУМ, магазин-легенда Москвы, который в среднем ежедневно посещают 30 000 человек, уже давно привлекает больше народа, чем небольшая пирамида из красного мрамора.
В честь зимних праздников - Новый Год за которым 7 января следует православное Рождество - внушительный фасад магазина из песчаника и бежевого гранита освещают мириады огней. Гирлянды желтых лампочек очерчивают контуры дворца конца XIX-го века. Этой зимой, когда снега необычайно мало, ГУМ вышел за пределы своих стен. Магазин обустроил каток на самой известной площади России. Вокруг катка высятся стены из папье-маше сомнительного вкуса. К тому же это сооружение загораживает вид на собор Василия Блаженного. Но кого это волнует: люди в свое удовольствие катаются на коньках до самой ночи.
Определенно, в России уже нет никаких табу. В этом году джазовый секстет Дедов Морозов, развлекающий публику в торговом центре на Красной площади, нарядился в шубы : голубого цвета. Под огромной стеклянной крышей музыка звучит несколько громко. И смешивается с льющимися из динамиков старыми популярными русскими мелодиями, а порою, совсем как в Париже, звучат песни Ива Монтана. В этом году новогодние украшения, не такие сверкающие, как в прошлом году, сделаны в стиле ретро. Забавные гирлянды, похожие на связки блестящих сосисок, напоминают тридцатилетней Ольге новогодние праздники ее детства, выпавшего на брежневскую эпоху. Для завершения этой ностальгической картины центральная линия магазина украшена гирляндами разноцветных флажков с розовощекими ребятишками, санками, мишками и пингвинами.
ГУМ состоит из трех широких параллельных галерей, соединенных аркадами. Дневной свет льется сквозь стеклянную округлую крышу 14 метров в диаметре, которая венчает каждую линию. Вдоль бутиков второго и третьего этажа расположены балконы с балюстрадой из кованного железа. Линии между собой соединяются двухпролетными лестницами, напоминающими оптические 'парадоксы' Эшера . Спустившись по выщербленным ступенькам до конца лестницы, неожиданно попадаешь в прошлое.
Там за маленькой конторкой сидит женщина лет шестидесяти. Бордовая униформа, короткая стрижка, кислая мина на лице, совсем как у кассиров в метро. Она охраняет дверь, ведущую в подсобные помещения. Кажется, она вышла прямиком из того времени, когда ГУМ назывался еще 'Государственным универсальным магазином'. Во времена перестройки слово 'государственный' заменили на 'главный', и легендарная аббревиатура была сохранена. Для туристов ГУМ по-прежнему ассоциируется с советской эпохой. Они даже не подозревают, что его история восходит к временам царской России. С XVII-го века торговля велась на рядах Гостиного двора. В конце XIX-го века гильдия московских купцов объявила архитектурный конкурс, победителями которого стали Александр Померанцев и Владимир Шухов. 2 декабря 1893 года царь Александр III тожественно открыл новые торговые ряды. Три крытые стеклом пассажа выглядели настолько монументально, что слава о нем разнеслась по всему свету. В то время говорили, что это - самый большой магазин в мире.
'Тут можно увидеть туристов со всего мира, - говорит Маргарита, продавец ювелирного магазина на втором этаже. - Они прогуливаются и смотрят по сторонам. Но покупают в основном русские'. 'Нашими постоянными клиентами являются высокопоставленные чиновники, бизнесмены, писатели', - продолжает рассказ эта элегантная блондинка со стильной прической, как будто сошедшая с рекламы в глянцевом журнале. Она уверяет, что цены на украшения не выше, чем во Франции или Италии. На последнем этаже специально для иностранцев установлено несколько прилавков с матрешками и открыт магазин сувениров, который сразу и не заметишь. Русская элита же собирается в Café Bosco. Советники из президентской администрации, журналисты кремлевского пула в теплое время года любят посидеть на террасе, расположенной совсем рядом с Красной площадью. Изысканные блюда готовит итальянский шеф-повар.
'Конечно же я здесь ничего не покупаю', - с фатализмом в голосе говорит Надежда, работающая в этом шикарном магазине уборщицей. Со своей зарплатой в несколько тысяч рублей Надежда не может позволить себе купить в бутике Bosco куртку без рукавов за 16 650 рублей (475 евро). Марка одежды, выдержанной в красно-белых цветах, вовсю использует свой престижный статус официального поставщика экипировки олимпийской сборной России. Магазины компании Bosco di Ciliegi, возглавляемой благодушным олигархом Михаилом Куснировичем, заполонили первый этаж ГУМа несколько лет назад. Затем Куснирович арендовал у мэрии Москвы все историческое здание и купил контрольный пакет акций АО 'ГУМ'. Новый хозяин обновил систему освещения и освежил дизайн с помощью итальянского архитектора Микеле де Люччи (Michele de Lucci). Теперь, чтобы открыть бутик в ГУМе, нужно получить разрешение Куснировича. Благодаря уникальному месторасположению магазина на Красной площади, компания Bosco сдает в аренду помещения по цене 3000-10000 евро за кв. метр в год.
Но что бы ни говорила уборщица Надежда, в ГУМе продаются не только люксовые бренды и предметы роскоши. Рядом с бутиком недорогих украшений и аксессуаров располагается магазинчик одежды русской марки прет-а-порте. На третьем этаже, этакой оперной галерке, множество кафе предлагают меню по доступным ценам. Продавцы ГУМа обедают в 'Столовой ?57', кафе самообслуживания, названного наподобие столовых советских времен, у которых вместо названий были номера. В ноябре в этой модной 'столовке' подавали 'Божоле Нуво'. В ближайшее время ожидается открытие на первом этаже мини-супермаркета 'Гастроном' (6000 кв. метров), где будет представлен широчайший выбор продовольственных товаров.
Тем не менее журнал 'Компания' говорит о допущенной стратегической ошибке. Опрошенные журналистами эксперты считают, что Михаил Куснирович не смог четко позиционировать свой коммерческий центр. Магазин люксовых товаров или товаров, рассчитанных на широкую публику? 'ГУМ остается одной из достопримечательностей Москвы, - считает Ольга Богатырева, бренд-менеджер швейцарских часов Baume и Mercier. - Представлять здесь свои марки престижно'. Однако 'Компания' утверждает, что 'ГУМ утратил былую популярность'.
Доходы магазина в 2006 году выросли на 15 %. Но недалеко от ГУМа рядом с Большим театром расположен еще один исторический универмаг ЦУМ, который является серьезным конкурентом, четко сделав выбор в пользу люксовых товаров. Московские покупатели же предпочитают крупные торговые центры, которые растут как грибы. От дорогого и эксцентричного Крокуса до недавно открывшегося центра 'Европейский' рядом с Киевским вокзалом. Туда проще добраться на машине, кафе лучше интегрированы в общее пространство, рядом с бутиками расположены кинозалы. Еще одно важное конкурентное преимущество для 'хомо советикуса', ставшего 'хомо автомобилус': у современных торговых центров, в отличие от старого ГУМа, есть парковки. ГУМ, пытаясь устоять перед натиском конкурентов, стал организовывать мероприятия. Весной, например, в помещениях ГУМа проходила выставка шампанского марки Veuve Clicquot, которое продавалось в России, начиная с 1780 года. Многие представители московского бомонда, одетые в оранжевое - цвет французской марки - пришли на дегустацию шампанского. Но мало кто из них остался потанцевать под стеклянной крышей.
В ГУМе Вы не найдете, как во французских магазинах, плана, позволяющего сориентироваться и найти нужную марку товара. За справками обращаются в маленький позолоченный киоск, где приветливые девушки в костюме Снегурочки коротают время в компании Деда Мороза. 'Плана нет, потому что бутики все время меняются, - объясняет одна из Снегурочек. Сегодня ГУМ, как, впрочем, и вся Москва, находится в постоянном движении.
* Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher; 1898-1972) - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов. (Вернуться к тексту статьи)
____________________________
Москва. Когда город сияет огнями ("L'Express", Франция)
Из России с роскошью ("The New York Times", США)
Московские богачи - золотое дно для французских 'люксовых' компаний ("Liberation", Франция)