Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему иностранные инвесторы ставят на Путина

Сможет ли эта политическая модель долго оставаться совместимой с требованиями открытой и глобализованной экономики XXI-го века?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стабильность. Предел мечтаний инвесторов, которым необходимо знать, на какую почву они ступают. Говоря иными словами, куда они вкладывают свои деньги. Стабильность также являлась лейтмотивом кампании партии 'Единая Россия', вторившей речам Владимира Путина, суть которых можно свести к деголлевскому 'или я, или хаос'

Вашингтон устами госсекретаря Кондолизы Райс на днях (20 декабря) вновь выразил обеспокоенность 'откатом' от демократии в России. Германия заявила, что состоявшиеся 2 декабря парламентские выборы не были 'ни свободными, ни демократическими'. И более чем одно правительство чувствует тревогу в связи с невероятной 'операцией преемник', проводимой Кремлем, с тем, чтобы, согласно недавним заявлениям заинтересованного лица, предоставить возможность Владимиру Путину стать премьер-министром своего наследника.

Деловые круги, как российские, так и иностранные, эту обеспокоенность не разделяют, отнюдь нет. 'Кроме того что результаты выборов должны быть прозрачными, эти выборы знаменуют также начало периода стабильности, очень важного для экономических кругов, которые нуждаются в прозрачности и стабильности для улучшения своей экономической и финансовой деятельности', - так без прикрас выразил точку зрения деловых кругов Эрве Новелли (Hervе Novelli), государственный секретарь Франции по делам предприятий и внешней торговли, находившийся в России накануне выборов. И он ни слова не сказал ни о предвыборной кампании, узурпированной Кремлем, ни о преследовании оппозиционеров, ни об ужесточении контроля над СМИ.

Стабильность. Предел мечтаний инвесторов, которым необходимо знать, на какую почву они ступают. Говоря иными словами, куда они вкладывают свои деньги. Стабильность также являлась лейтмотивом кампании партии 'Единая Россия', вторившей речам Владимира Путина, суть которых можно свести к деголлевскому 'или я, или хаос'.

В тот самый день, когда состоялись парламентские выборы, рейтинговое агентство Moody's опубликовало свой ежегодный отчет по России. 'Помимо политической стабильности, достигнутой за последние восемь лет (два срока Путина - прим. Figaro), при составлении рейтинга мы также приняли во внимание значительный внешнеторговый и бюджетный профицит, быстрое сокращение суммы государственного долга (. . . )'. Безусловно, средняя величина ежегодного роста ВВП, составляющая за последние восемь лет 7 процентов, в первую очередь объясняется ценами на нефть, по объемам производства которой Россия обогнала Саудовскую Аравию и вышла на первое место в мире. Но граждане страны, как и бизнесмены в конечном итоге стали считать главным гарантом этого процветания Владимира Путина. И в некотором роде они правы. Глава российского государства усилил 'вертикаль власти' и сосредоточил в своих руках столько полномочий, что все опасаются: уйдет он - и пирамида рухнет.

'Несмотря на то, что г-н Путин покидает свой пост (после президентских выборов 2 марта - прим. Figaro), - говорится далее в отчете Moody's, - дальнейшее развитие макроэкономики будет происходить благодаря его влиянию, его политике, а также команде его единомышленников, независимо от того, кто станет следующим президентом'. После опубликования документа Moody's Владимир Путин назвал своим преемником молодого Дмитрия Медведева, известного своими либеральными взглядами. Деловые круги на седьмом небе от счастья.

Может показаться парадоксальным, что инвесторы так поддерживают того самого президента, который бросил в тюрьму Михаила Ходорковского, бывшего когда-то самым богатым человеком России и главой нефтяной компании ЮКОС. Арест олигарха в 2003 году вызвал сильную обеспокоенность среди глав крупных компаний и обрушил биржевой рынок. Речь идет о той же самой власти, что 'грубо' использует свои активы против Украины или Грузии, как заявил этим летом Николя Саркози, выступая перед послами Франции. А также и против иностранных промышленных гигантов, которые из-за оказываемого на них давления были вынуждены согласиться на пересмотр условий соглашений по разделу продукции в виде углеводородного сырья. Именно правительство Путина внесло на одобрение в Думу законопроект, определяющий сектора промышленности, где не допускаются иностранные инвестиции. Эта же власть по сей день терпит фиаско в борьбе с коррупцией. Владимир Путин однозначно в этом признался в своем интервью журналу Time.

Несмотря на 'грубость' и коррупцию, перспективы экономического роста как никогда ранее привлекают иностранные капиталы и предприятия. Если бы во всем мире уважение прав человека определяло правила ведения бизнеса, мы бы не покупали ни одной капли нефти у Саудовской Аравии, ни одной игрушки у Китая. Бизнесмены, чтобы их не слишком мучила совесть, утверждают, что активизация деловых связей и общее повышение уровня жизни обязательно должны способствовать развитию демократии. Но пример Китая показывает, что этих условий недостаточно. В отношении же России агентство Moody's, как и другие аналитики, задается вопросом о 'долгосрочных задачах'. Владимир Путин заверяет, что готовится к 'посленефтяной эпохе', делая ставку на образование и технологии. Но для развития 'умной' экономики требуется нечто большее, чем простое распределение миллиардов государством, необходимо, чтобы существовало соперничество на основе свободной конкуренции с прозрачными правилами и независимым правосудием. Пока же инвесторы приспосабливаются к путинской 'суверенной демократии'. Но сможет ли эта политическая модель долго оставаться совместимой с требованиями открытой и глобализованной экономики XXI-го века?

___________________________

Россия в цифрах ("The Wall Street Journal", США)

Путин предпочел не демократизировать государство, а восстанавливать его ("La Croix", Франция)

Разоблачая грандиозный миф о президенте Путине ("The Moscow Times", Россия)