В субботу грузинские избиратели идут на президентские выборы, воспринимаемые многими как критически важное испытание для демократии в бывшей советской республике.
В четверг Бадри Патаркацишвили, бизнесмен-мультимиллионер и самый колоритный из кандидатов, неожиданно объявил о своем возвращении в президентскую гонку.
Досрочные выборы были назначены действующим президентом Михаилом Саакашвили, который решил рискнуть ради возобновления своего мандата почти за год до истечения президентского срока.
Его шаг на какое-то время разрядил самый тяжелый политический кризис в Грузии за последние годы, в ходе которого полиция в прошлом году применила слезоточивый газ и дубинки для разгона массовых демонстраций оппозиции в Тбилиси. Это вызвало критику со стороны международного сообщества и обострение внутриполитической ситуации.
Назначив эти выборы, Саакашвили поставил под удар не только свою карьеру, но и будущий курс Грузии, включая ее напряженные отношения с российскими властями. Оспариваемый результат мог бы поставить под угрозу политическую стабильность в государстве, являющемся стойким союзником Запада на южных границах России.
Большинство опросов общественного мнения свидетельствует о превосходстве Саакашвили над шестью остальными кандидатами, но нельзя с такой же уверенностью говорить о том, что он получит абсолютное большинство, необходимое для того, чтобы избежать второго тура.
Похоже, что возвращение на сцену Патаркацишвили, который заработал свое состояние в России, будучи деловым партнером изгнанного российского олигарха Бориса Березовского, еще больше расколет фрагментированную оппозицию, а не лишит голосов действующего президента.
'Надеюсь, что мы сможем получить 60 процентов', - заявил Саакашвили в интервью, данном Financial Times во время предвыборного митинга на западе Грузии. - Нам будет гораздо труднее во втором туре'.
'Это самые состязательные выборы, проведенные до сих пор в Грузии. Конечно, политическая ситуация неспокойна, но это потому, что у нас демократия. Мы совершали ошибки, но идем по верному пути'.
Центральным пунктом избирательной кампании всех оппозиционных партий стала критика в адрес президента, которого обвиняют в отчужденности и диктаторском поведении, особенно, после разгона прошлогодних демонстраций оппозиции. Критике действия правительства подвергли американские организации Human Rights Watch и Freedom House, а также Вашингтон и Европейский Союз.
'То, что происходит в Грузии, было несколько драматизировано в СМИ, - заявил Саакашвили. - Наша страна идет, в основном, по магистральному пути развития и является демократической. У нас, как и у любой страны, есть свои взлеты и падения, но мы явно не находимся в состоянии свободного падения'. Он отверг какие-либо сравнения с Россией, отходящей, согласно распространенному мнению, от демократии.
Ряд опросов общественного мнения показывает, что Саакашвили может не получить 50 процентов голосов, необходимых для победы в первом туре. Его ближайший соперник Леван Гачечиладзе, поддерживаемый коалицией из девяти партий, может получить до 20 процентов голосов. Но во втором туре другие кандидаты оппозиции могли бы поддержать Гачечиладзе, винодела и виноторговца, сторонника отмены поста президента и превращения Грузии в парламентскую демократию.
Возможно, сегодня создаются условия для нового витка напряженного противостояния. Оппозиция отказалась от идеи совместного проведения и публикации результатов экзит-поллов в субботу, заявляя, что они будут искажены в пользу Саакашвили. По их мнению, победа президента в первом туре возможна только при фальсификации выборов.
Патаркацишвили - один из тех, кого правительство обвиняет в организации массовых протестов против результатов выборов с целью свержения Саакашвили, независимо от их исхода. В Лондоне, где он живет, была тайно сделана запись разговора Патаркацишвили с высокопоставленным полицейским чиновником, которому он предлагал 100 млн. долларов в обмен на поддержку.
Медиа-магнат вышел из президентской гонки после публикации этих записей, а журналисты его телеканала 'Имеди' отказались продолжать работу. Похоже, что возвращение Патаркацишвили в кампанию в четверг вызвало еще большее смятение, ускорив отставку главы его избирательного штаба.
Саакашвили поклялся, что выборы будут демократическими и честными. На кону, заявил он, судьба демократии в Грузии: 'будет ли она настоящей или неудачной. Если я проиграю выборы, то риск будет велик'.
Он подчеркивает, что его администрация добилась многого, занявшись непопулярными структурными реформами вместо популистских мер наподобие повышения зарплат и пенсий. Но он пообещал увеличить пенсии и зарплаты во время своего второго срока.
На предвыборном митинге в Батуми, городе на западе страны, который когда-то контролировали преступные группировки, он расписывал результаты многомиллионных инвестиций в государственную и частную инфраструктуру.
Однако критики заявляют, что далеко не всем достались плоды экономического успеха, и что Саакашвили больше волнует его репутация в мире, чем решение проблем страны.
_________________________________
Грузия: погасший экран ("The Wall Street Journal", США)
Имя розы - теперь другое ("The Weekly Standard", США)
Что случилось с Грузией? ("The Wall Street Journal", США)