Wednesday, January 2, 2008; A13
В ближайшие несколько лет характер международных отношений изменит острая тоска по американскому лидерству. Эта тенденция проявится столь же неожиданно, сколь и неизбежно: неожиданно из-за сильных антиамериканских настроений, охвативших сегодня многие страны мира, а неизбежно из-за того, что только Америка может заполнить образовавшийся политический вакуум.
Идея американского лидерства вновь обретет притягательность не только в результате избрания нового президента, хотя смена обитателя Белого дома несомненно будет этому способствовать. Но, кроме того, за десятилетний период 'отстраненности' США и их отвлеченности на другие вопросы международные и региональные проблемы обострились. Во многих из этих случаев единственная страна, готовая и способная предпринять эффективные действия для их решения - это Соединенные Штаты.
Конечно, антиамериканизм не исчезнет никогда. Не исчезнут и враги Америки. Однако мощная американская тенденция все больше будет сопровождаться столь же мощными требованиями многих стран, чтобы США играли более активную роль в международных делах.
Мир, понятно, жаждет 'возвращения' не той Америки, что в превентивном порядке вторгается на территорию потенциальных противников, выкручивает руки союзникам и пренебрегает международным правом. Он нуждается в той Америке, что способна сплотить вокруг себя страны, в иных случаях сидящие сложа руки, пока международные кризисы выходят из-под контроля, в сверхдержаве, выдвигающей новаторские инициативы по борьбе с серьезнейшими угрозами современности, такими, как изменение климата, распространение ядерного оружия и радикальный исламский фундаментализм. 'Спросом' пользуется та Америка, что насаждает международные нормы, способствующие развитию международной торговли, и предпринимает эффективные действия по стабилизации подверженной кризисам мировой экономики. И, естественно, миру нужна сверхдержава, способная нести необходимые для всего этого расходы благодаря своему богатству, которым не обладает никакая другая страна.
И это не просто наивные ожидания. Иностранные лидеры понимают, что даже в самой благоприятной ситуации следующий президент США не сможет продемонстрировать реальные результаты по всем этим направлениям. Осознают они и то, что за американское лидерство всегда приходится платить свою цену. Избранные лидеры в любой стране оказываются в рискованной политической ситуации, если возникнет впечатление, что они налаживают слишком тесный союз с США. Тем не менее, кое-кто из них демонстрирует удивительную готовность встать в один ряд с Америкой.
Вспомним, что случилось в марте прошлого года, когда президент Буш посетил Латинскую Америку - регион, который он до этого по сути игнорировал. Многим казалось, что реальных результатов эта поездка не даст, поскольку у Буша не было конкретных предложений. Тем не менее, президенты всех латиноамериканских государств, которых попросили принять у себя вашингтонскую 'хромую утку' - гостя с пустыми руками, и в политическом плане опасного, как радиоактивный объект - ответили согласием; некоторые даже прибегли к активному лоббированию, чтобы их столицы включили в его график. Зачем им это было нужно? Они надеялись добиться, чтобы единственная сверхдержава сделала что-нибудь для их стран. Левый президент Бразилии Луиш Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva), личный друг и твердый сторонник врага Буша Уго Чавеса (Hugo Chavez), к примеру, хотел получить помощь в налаживании производства этанола.
В Турции, как и в Бразилии, население весьма критически относится к Соединенным Штатам. Тем не менее премьер министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) во многом действовал так же, как его бразильский коллега, в открытую обхаживая администрацию Буша. Турецкий премьер отлично понимает, что США как никто другой способны оказать поддержку его усилиям по вступлению страны в Европейский Союз.
Лула и Эрдоган - лишь двое из длинного списка мировых лидеров, осознающих: хотя США порой и действуют грубо, любая альтернатива их лидерству выглядит гораздо хуже. Мало кто хочет, чтобы на мировой арене первую скрипку играли авторитарные режимы вроде российского и китайского. Неспособная к эффективным действиям Европа вообще не слишком подходит для роли мирового лидера. А помимо этих вариантов остается, по сути, лишь анархический вакуум на международной арене. Поэтому многие зарубежные лидеры будут готовы заплатить за американское лидерство необходимую цену. Они просят лишь одного: чтобы в этот 'счет' не входило раболепное подчинение любому капризу гиганта, у которого силы гораздо больше, чем разума, и чья легитимность подрывается регулярными проявлениями некомпетентности, безрассудства и невежества.
Социологические опросы, проводящиеся в ряде стран, уже не первый год показывают, что легитимность и престиж Соединенных Штатов слабеют. Тем не менее на сайте WorldPublicOpinion.org сообщается: в тех странах, где большинство населения негативно относится к мировому 'лидерству' США, люди одновременно не хотят, чтобы Америка самоустранилась от участия в международных делах. Так, 93% респондентов в Южной Корее, 78% - во Франции и 71% - в Мексике заявляли в прошлом году, что США должны играть свою роль в решении международных проблем. Более того, несмотря на общее негативное отношение к Соединенным Штатам, большинство опрошенных считает, что двусторонние отношения между их странами и Америкой улучшаются. Ни в одном из государств, где проводились опросы, люди не утверждали, что отношения их страны с США меняются к худшему.
Американцы также жаждут, чтобы их страна пользовалась большим уважением за рубежом. 69% респондентов в США считают, что Америке следует играть активную роль в международных делах. А один из самых высокопоставленных представителей администрации Буша недавно призвал переосмыслить отношение США к событиям на мировой арене. 'Успех, - отметил он, - должен достигаться не столько навязыванием своей воли, сколько влиянием на поведение друзей, противников, и, самое главное, тех, кто находится между этими двумя категориями: Нам необходимо радикально увеличить ассигнования на невоенные составляющие национальной безопасности - дипломатию, обмен стратегической информацией, финансовую поддержку зарубежных стран, помощь гражданскому населению, а также экономическую реконструкцию и развитие'. Кто же этот американец, призывающий к резкому разрыву с чрезмерно милитаризованной внешней политикой нынешней администрации? Министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) собственной персоной.
Итак, спрос на американское мировое лидерство 'нового типа' существует. А спрос, как известно, рождает предложение.
Мойзес Наим - главный редактор журнала Foreign Policy. Данный материал представляет собой сокращенный вариант статьи, которая будет опубликована в ближайшем номере журнала
__________________________
Уязвимая экономика Америки ("The Economist", Великобритания)
Америку - в массы ("The New York Times", США)
Америка - рай для антиамериканистов ("The Times", Великобритания)
Закат сверхдержавы и конец эпохи ("Columbia Spectator", США)