Monday, January 7, 2008; Page A17
Думаю, что самый лучший подарок, который новый президент может сделать Америке, - это положить конец политике страха.
Разумеется, страх имеет право на существование. Семьдесят лет назад мир недостаточно боялся Гитлера. Сегодня Ирак остается пороховой бочкой, Афганистан - проблемой, Иран - потенциальной угрозой, а Северная Корея - еще не решенной головоломкой. Пакистан усугубляет все те элементы, которые создают нам внешнеполитическую мигрень. 'Аль-Каида' и ее ответвления заслуживают самого пристального внимания с нашей стороны - ведь когда люди говорят, что хотят нас убить, глупо не принимать их слова всерьез.
И все же, в последнее время страха было многовато.
Нам велели бояться, чтобы мы меньше защищали нашу Конституцию, обращали меньше внимания на международное право, меньше уважали союзников, были менее разборчивы в поисках истины и менее требовательны к нашим лидерам. Белый дом призывал нас принять культуру страха, которая руководила нашей внешней политикой и сужала ее, подрывая нашу способность эффективно общаться с другими.
Одним из проявлений страха является нежелание серьезно задумываться об альтернативных точках зрения. Последние несколько лет позиция Америки в мире находится в состоянии свободного падения, потому что считается, что наша страна пытается навязать собственную реальность - создать мир, который будет безопасен и удобен для нас, не обращая внимания на иные мнения.
Я всем сердцем люблю Америку и считаю, что наша страна - лучшая в мире, несмотря ни на что, но я также считаю, что мы разучились смотреть на себя со стороны, и это опасно. 'Нет ядерному оружию', - говорим мы, и обладаем крупнейшим в мире арсеналом. Мы требуем уважать закон и ни во что не ставим женевские конвенции. 'Кто не с нами, тот против нас', - провозглашаем мы и игнорируем влияние наших действий на ситуацию в Турции и на Ближнем Востоке. 'Руки прочь от Ирака', - предупреждаем мы в то время, как наши войска стоят в Багдаде. Мы кричим об угрозе со стороны китайской военщины, тратя при этом на оборону столько же, сколько весь остальной мир. 'Бережно относитесь к будущему', - проповедуем мы и наплевательски относимся к проблеме изменения климата.
Мы должны постараться увидеть себя такими, какими нас видят другие. Мир поражается нелепости того, что мы - со всем нашим богатством и силой - так боимся террористов, стран-изгоев, нелегальных иммигрантов и экономической конкуренции с другими странами. Люди ставят себя в наше положение и ожидают, что мы будем действовать с уверенностью, как и должны, но подлинная уверенность проявляется в готовности вступать в трудные дебаты, отвечать на критику, относиться к другим с уважением и брать на себя долю ответственности за решение глобальных проблем. Уверенность, поставленная на службу благим целям, - вот с чем всегда шла в мир Америка в своих лучших проявлениях.
Мы составляем 4 процента планеты, состоящей на половину из азиатов, на половину из бедных, на треть из мусульман и куда лучше знакомой с нашими последними действиями, чем с американскими достижениями прошлого. Для многих администрация Буша и есть Америка. Наша репутация подорвана. Мы исправимся, не действуя из страха, а знакомясь с миром вокруг нас, обучаясь иностранным языкам, ценя другие религии, изучая многочисленные измерения исторической правды, используя современные технологии в конструктивных целях и поднимаясь выше упрощенного понимания добра и зла.
Я молюсь о том, чтобы следующий президент, принимая присягу, думал, прежде всего, не о необходимости страха, а о необходимости восстановления нашей веры в американскую идею. Эта идея основана на нашем чувстве единства и служения друг другу. Это идея укоренена в вере в демократию и доведена до блеска нашим чувством ответственности перед прошлыми и будущими поколениями. Именно этот клей позволял нам в прежние времена преодолевать политические противоречия и не терять духа перед лицом противников более мощных, чем те, которые угрожают нам сегодня. Прибавьте к вере в наши традиции готовность видеть ценное в других, и у нас будет гораздо более сильная платформа для американского лидерства, чем любые призывы к страху.
Мадлен Олбрайт - государственный секретарь в 1997-2001 гг., автор готовящейся к печати книги 'Памятка избранному президенту: Как восстановить репутацию и лидерство Америки' (Memo to the President Elect: How We Can Restore America's Reputation and Leadership)
______________________________________
Тоска по Америке ("The Washington Post", США)
Обетование Америки ("The International Herald Tribune", США)