Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пора проявлять больше понимания и меньше задирать нос

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наблюдатели все-таки подвергли критике 'некоторую размытость границ' между государственной деятельностью и кампанией Саакашвили, но заявили, что, несмотря на 'некоторые процедурные нарушения . . . выборы были, в основном, проведены без массовых нарушений'.

На президентских выборах в Грузии в 2004 г. Михаил Саакашвили получил 97 процентов голосов. Такой результат сильно напоминает советские времена, когда голоса не подсчитывали, а взвешивали. Однако в атмосфере народной эйфории, в которой прошла грузинская 'революция роз', протестов было очень немного. Все хотели быть на стороне победителей.

На этот раз на выборах было гораздо больше духа соперничества. После подсчета большей части голосов Саакашвили, по-видимому, уже в первом туре получает абсолютное большинство - около 52 процентов. Его ближайший соперник Леван Гачечиладзе, кандидат от оппозиционной коалиции, состоящей из девяти партий, получил очень достоверные 25-27 процентов голосов, а из остальных пяти кандидатов ни один не набрал больше 10 процентов.

Однако оппозиция горячо протестует, обвиняя власти во всякого рода нечестности и фальсификациях, и намеревается организовать постоянные демонстрации на улицах Тбилиси до тех пор, пока Саакашвили не пойдет на попятный.

Между тем, Кремль не скрывает своего удовлетворения. Несмотря на то, что в Грузии не было ни одного официального российского наблюдателя, МИД России заявил о 'многочисленных нарушениях избирательного законодательства'.

'Вполне понятно возмущение сторонников оппозиционных кандидатов', - говорится в заявлении российского министерства иностранных дел, которое осуждает ограничения на доступ оппозиции к СМИ и финансовым ресурсам. Российская телекомпания НТВ предположила, что на подсчет голосов было затрачено чрезмерно много времени, чтобы было можно сфальсифицировать результаты.

Основания для таких обвинений кажутся очень шаткими. Безусловно, дела в Грузии обстоят не идеально. Несомненно, кампания Саакашвили финансировалась гораздо лучше, чем у любого из остальных кандидатов, и на грузинском телевидении он получил непропорционально большую долю эфирного времени. У Саакашвили есть довольно тревожная привычка идентифицировать будущее демократии в своей стране с собственной персоной. Он может как быть популистом, так и смотреть на народ свысока, но, в то же время, он мощный политический активист.

Как оказалось, гиперактивность в ходе кампании, возможно, сослужила ему плохую службу. Оппозиция должна быть вполне довольна своим совместным выступлением - поддержка президента упала с 97 до 52 процентов. Показатели явки были достоверными, но она не стала рекордной - около 60 процентов. Однако сейчас зима, а передвигаться в горах Кавказа нелегко. Более убедительной причиной затянутого подсчета голосов выглядит официальная: задержки вызваны снегом и сбоями электроснабжения в труднодоступных районах.

На электорат в 3,4 миллиона пришлось более тысячи международных наблюдателей, гораздо больше нормы, хотя официальные представители России приглашены не были - на том основании, что они не признают свободные и честные выборы, если увидят их. Основная группа - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейский парламент - была осторожна, но уверенна: выборы 'в основном соответствовали большинству норм ОБСЕ и Совета Европы и стандартам демократических выборов'.

Наблюдатели все-таки подвергли критике 'некоторую размытость границ' между государственной деятельностью и кампанией Саакашвили, но заявили, что, несмотря на 'некоторые процедурные нарушения . . . выборы были, в основном, проведены без массовых нарушений'.

Выборы ярко продемонстрировали, что почти половина населения Грузии недовольна властями, в том числе, несомненно, их радикальными экономическими реформами, которые лишили работы многих бюджетников и сильно ударили по коррупции, которая расцвела в Грузии пышным цветом еще в советскую эпоху. Существует глубокий раскол между молодым поколением и теми, кто получил образование и работу в советские годы.

Вызов для Саакашвили заключается в том, чтобы показать, что он может проявлять больше понимания и меньше задирать нос.

В апреле ему предстоят парламентские выборы, на которых оппозиция может развить свой успех и даже получить большинство. Грузия определенно становится более демократической.

_______________________

Грузинская демократия еле ковыляет ("The Times", Великобритания)

Стабилизировать Грузию ("The Financial Times", Великобритания)