На этой неделе президент Джордж Буш отправляется в турне по Ближнему Востоку, которое может определить то, как история оценит его наследие. Пока можно с немалой долей уверенности сказать, что оценка будет в основном негативной. Внешняя политика Буша подорвала глобальную легитимность Америки, не говоря уже о доверии к его персоне. Он вовлек США в затянутый конфликт в регионе Персидского залива, игнорируя все более грозные вызовы, бросаемые 'Аль-Каидой' в Афганистане и Пакистане. Наконец, мировое общественное мнение обратилось против США.
Но многое могло бы измениться, если бы Буш способствовал наступлению того, что он предсказал в интервью одной израильской газете: 'к концу года будет подписано всеобъемлющее мирное соглашение' между израильтянами и палестинцами. Действительно, такое мирное соглашение стало бы прорывом подлинно исторического масштаба.
Ради этого Буш должен признать, что израильско-палестинское примирение не произойдет само собой, и что израильтяне и палестинцы не достигнут его сами по себе. Ни одна из сторон не готова предложить подлинный компромисс. Каждая сторона хочет, чтобы другая пошла на важные уступки, провозглашая при этом свою приверженность миру. Каждая сторона находит утешение в мифах, оправдывающих ее непреклонность.
Израильтянам недавно построенная стена на палестинских землях создает иллюзию безопасности, подкрепленную осознанием того, что Израиль бесконечно сильнее палестинцев. Почему Израиль должен начинать делать уступки слабейшему?
Палестинский миф родился из слабости. Она вынуждает их искать утешения в истории, в иллюзии о том, что время на их стороне, что израильтяне - как ранее крестоносцы - рано или поздно сдадутся, тем более, что враждебность мусульман гонит Америку с Ближнего Востока. Почему же тогда палестинцы должны начинать делать уступки Израилю, который в настоящее время сильнее?
Поскольку ни одна из сторон не в состоянии инициировать подлинный процесс взаимных уступок, за дело должны взяться США. Буш - единственный человек, который может этому способствовать, если только он серьезно относится к своему предсказанию. Это будет возможно, если во время своего пребывания на Ближнем Востоке он задаст рамки для справедливого и прочного мира, преодолев тем самым тупик, а затем передаст детали на рассмотрение сторон. Он должен заявить, что справедливый мир должен быть основан на четырех фундаментальных принципах.
1. Палестинские беженцы не будут иметь права на возвращение в государство Израиль: это горькая пилюля для палестинцев, но они должны ее проглотить, поскольку нельзя ожидать, что ради мира израильтяне совершат национальное самоубийство. Однако частью урегулирования должна быть некая компенсация и признание их страданий. Свою долю должно внести международное сообщество, нуждающееся в мире на Ближнем Востоке.
2. Подлинный раздел Иерусалима, включая передачу палестинцам в качестве столицы части старого города и мечети с Золотым куполом: это горькая пилюля для израильтян, но они должны проглотить ее, потому что иначе палестинцы и арабы вообще никогда не будут считать мир легитимным. Нужно выработать совместные меры для того, чтобы город не оказался окончательно расколот, и они могли бы включать в себя особый режим для святых мест.
3. Признанные обеими сторонами изменения демаркационных линий 1967 г., основанные на справедливых территориальных компенсациях за любые коррективы, служащие тому, чтобы в состав Израиля были включены основные городские поселения, расположенные вблизи окончательных границ; а также поэтапная эвакуация израильских поселенцев из поселений, которые окажутся в палестинском государстве, при этом некоторые палестинские беженцы могли бы переселиться в новое государство.
4. Демилитаризация палестинского государства, подкрепленная некой формой международного силового присутствия. США могли бы рассмотреть возможность постоянного американского присутствия вдоль реки Иордан в качестве гарантий безопасности Израилю. Это должно успокоить израильское чувство уязвимости, не вызывая возмущения палестинцев тем фактом, что некоторые аспекты израильской оккупации останутся в силе даже после подписания мирного договора.
Твердое заявление, излагающее американское видение справедливого мира на основе этих принципов, должно немедленно получить поддержку в мире. Оно бы также получило значительную поддержку со стороны израильтян и палестинцев (о чем говорят опросы общественного мнения) и вывело две стороны из переговорного тупика. Импульс, если он будет создан, мог бы привести к миру уже в этом году.
В 2002 г. Буш заявил, что он надеется достичь решения по принципу 'два государства' к 2005 г. На дворе 2008 год. Только США могут сделать это, и это требует от президента действий, а не просто новых слов.
Збигнев Бжезинский - автор книги 'Второй шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы' (Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superpower)
________________________________
Мир хочет, чтобы Америка 'вернулась' ("The Washington Post", США)
Смелый сценарий, слабые актеры ("The International Herald Tribune", США)