Уважаемые коллеги!
В связи с развернувшейся дискуссией о кандидатуре председателя ЕДГ Михаила Маргелова на пост президента Ассамблеи хотел бы обратить внимание членов Ассамблеи на следующее.
Я полностью разделяю опасения, высказанные заместителем председателя группы ЕДГ, членом парламента Великобритании Дэвидом Уилшайром в его открытом письме, адрессованном всем членам Ассамблеи. Как разделяют их Борис Немцов и Михаил Горбачев, общепризнанные демократы.
Против кандидатуры Михаила Маргелова высказан делегацией Швеции единственный и опасный для будущего ПАСЕ аргумент: в России в декабре прошлого года прошли выборы, которые вызвали критику международных организаций, в том числе и наблюдателей Совета Европы. И раз Михаил Маргелов русский парламентарий, значит он не может быть президентом ПАСЕ.
Несмотря на то, что хорошо известный всем вам принцип ротации на этом посту представителей разных политических групп Ассамблеи никто не поставил под сомнение. На основе этого принципа президентом ПАСЕ должен стать представитель ЕДГ, то есть Михаил Маргелов, единодушно выбранный членами группы, представляющими почти все страны Европы.
Иными словами, получается, что Россия еще 'не доросла' в своем демократическом развитии до того уровня, чтобы ее представитель стал президентом ПАСЕ.
Я хотел бы, уважаемые члены ПАСЕ, высказать осторожное опасение - не окажется ли вдруг совсем наоборот, что это ПАСЕ не доросла до президента от России и, возможно, не дорастет никогда? Это опасение основано на следующем:
Конечно, выборы в России не так совершенны, как на Украине или, например, в Грузии, где по мнению международных наблюдателей демократия празднует свой шумный триумф. Хотя к высоким оценкам демократической процедуры выборов нас еще заставит вернуться, и не раз, политическое развитие в этих странах.
Конечно, выборы в России всегда вызывали и, вероятно, будут вызывать критику многих в Европе - Россия только ступила на путь демократического развития, Россия существенно отличается от многих стран Европы по своей истории и ментальности, отличается цивилизационно.
Но эти отличия не могут стать основанием для дискриминации русских представителей. Не могут по очень простой причине - Россия едва ли будет терпеть такую дискриминацию.
Нам осталось совсем немного ждать разрешения принципиального политического спора, который велся в стенах ПАСЕ несколько лет: является приближающаяся с неотвратимостью падающей бомбы независимость Косова 'уникальным случаем', или она станет прецедентом лавинообразного взламывания сложишихся в Европе границ, катализатором появления на карте Европы и мира новых государственных образований, разморозит множество региональных и этнических конфликтов.
Если независимость Косова станет прецедентом, в чем я лично глубоко убежден, то как поведет себя ПАСЕ по отношению к разморозившимся конфликтам на огромной территории от Кавказа до страны басков?
Наконец, не кажется ли вам, уважемые коллеги, что атака на абсолютно легитимную по правилам ПАСЕ кандидатуру Михаила Маргелова есть ни что иное, как стремление некоторых влиятельных политических сил вбить клин между Россией и Европой и сделать это именно сейчас, накануне разрешения косовского ребуса? Возможно, представители этих сил, прикрываясь либеральной риторикой, будут закулисно заниматься тем, чем занимались многие десятилетия - старательно поливать бензином тлеющие угли конфликтов в Европе и потом греться у этого пламени.
Кому выгодно такое развитие, кто получит дивиденды от ослабления Европы в целом и от раскола между Европой и Россией? По моему убеждению, от такого развития проиграют все народы Еропы, России и всего постсоветского проостранства.
Наконец, последнее опасение: уважаемые члены ПАСЕ, считаете ли Вы, что существующие уже конфликты в Европе, и тем более конфликты будущие, вообще решаемы без активного и конструктивного участия России?
Сергей Хелемендик - член политической Группы Европейских Демократов, член ПАСЕ от Словацкой республики, заместитель председателя комитета по европейской интеграции Национального Собрания Словацкой республики