Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Павел Лунгин в поисках русской духовности

Люди отозвались на 'Остров' душой и сердцем

Павел Лунгин в поисках русской духовности picture
Павел Лунгин в поисках русской духовности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этот фильм основан на чувстве стыда и присутствии Бога. Человек - животное, которое знает, что такое стыд, и в этом его преимущество, хотя сегодня принято думать иначе. Отринув стыд, мы сокращаем свой жизненный срок. Потому что в чувстве стыда и греха содержится огромная сила возрождения. Фильм говорит как раз об этом.И о присутствии Бога. Не о поисках Бога: его нет нужды искать ...

Фильмы Павла Лунгина от 'Такси-блюза' (1990) до 'Олигарха' (2002) живо и колко рассказывали об изменениях, происходивших в российском обществе. И вот новая картина - 'Остров', фильм вне времени, вне пространства. Маленькая православная обитель, затерянная между небом и землей, старец (православный монах-целитель) с его неистовой и мучительной верой (его играет Петр Мамонов, уже снимавшийся у Лунгина в 'Такси-блюз'), вечный диалог между человеческой душой и Богом.

- LE FIGARO: Никто не ожидал, что Вы снимете такую пронзительную религиозную картину.

- Павел Лунгин: Это интересная история. В первый раз в жизни мне в руки попал сценарий, абсолютно не нуждавшейся в доработке, и я высоко оценил работу его автора Дмитрия Соболева. Но мне показалось, что снять по этому сценарию фильм невозможно, потому что была в нем такая простота и чистота, какие редко встречаются в кинематографе. А затем я понял, что непременно должен снять этот фильм. Таким образом я хотел высказать свою позицию: современное кино в России слишком единообразно. В основном снимаются развлекательные фильмы для молодежи. Мне представлялось интересным противопоставить этому миру потребления картину, которая бы полностью шла в разрез с его канонами, такую, как 'Остров'. Герой фильма Анатолий - похожий на персонажей Достоевского старец, ясновидец, немного чудотворец, терзаемый муками совести, ибо на душе его лежит грех.

- У Вашего героя был реальный прототип?

- Нет, он - полностью вымышленный персонаж. Но он принадлежит к древней российской традиции блаженных и юродивых, которые разыгрывали перед Богом странные представления. Эти люди приносили свой ум и свою жизнь в жертву на алтарь Бога, но у них был дар ясновидения. Они никогда не поучали, но создавали ситуации, где человек сам должен был выбрать свой путь, измениться, преобразиться. Слова и поступки Анатолия кощунственны с точки зрения монашеской дисциплины, но, тем не менее, он находится в здравом рассудке. Он - небезразличный человек.

- Каков по-вашему сокровенный смысл 'Острова'?

- Этот фильм основан на чувстве стыда и присутствии Бога. Человек - животное, которое знает, что такое стыд, и в этом его преимущество, хотя сегодня принято думать иначе. Отринув стыд, мы сокращаем свой жизненный срок. Потому что в чувстве стыда и греха содержится огромная сила возрождения. Фильм говорит как раз об этом. И о присутствии Бога. Не о поисках Бога: его нет нужды искать, он здесь, такой же сущий, как море, земля, небо.

- И для Вас?

- И для меня. Но потребовалось мужество, чтобы сказать об этом вслух. Это из тех чувств, которые порою спят в самой глубине души и пробуждаются лишь со временем. И, в конечном итоге, оказалось, что многие люди чувствуют также, потому что я рассчитывал, что этот строгий религиозный фильм выйдет скромным тиражом в 10 копий, а потребовалось 300, и он имел большой успех в России. Я получил множество писем. Люди отозвались на 'Остров' душой и сердцем. Никто не пытался понять, насколько глубоко духовность укоренилась в России, как задыхаются люди в современном мире-супермаркете.

- По Вашим фильмам можно проследить развитие постсоветской России. Считаете ли Вы, что 'Остров' знаменует новый этап?

- Мы наблюдаем огромные преобразования в стране, уровень материальной жизни значительно улучшился. Теперь необходимо развивать гражданское общество, и я считаю, что эта задача по плечу кандидату Путина Медведеву. В то же самое время люди понимают, что общество потребления манипулирует понятием о счастье, и это порождает многочисленные психологические фрустрации. Я считаю, что люди жаждут иного. Причем не только в России. Недавно я был членом жюри на Каннском фестивале и в Марракеше, что позволило мне посмотреть множество фильмов. Чаще всего герои картин потеряны, изолированы, они постоянно что-то ищут, они неспособны любить. Можно подумать, что жизнь - это болезнь. Истинные вопросы сегодня лежат в области метафизики.

- Как Вы собираетесь перекладывать их на язык кинематографа?

- Погружаясь в историю. Я собираюсь снимать фильм об Иване Грозном. Это - трудная задача, поскольку приходится затрагивать самые глубинные пласты русской души.

______________________________

Русская эволюция ("The Australian", Австралия)

Герои не нашего времени ("Liberation", Франция)