Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В последние годы США проигрывают в битве идей

Мы не можем изменить прошлое, но безусловно можем изменить то, что делаем, начиная с настоящего момента

В последние годы США проигрывают в битве идей picture
В последние годы США проигрывают в битве идей picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В не столь отдаленном прошлом Америка вызывала немалое восхищение и уважение в умах людей по всему миру. Но со временем этот престиж померк, а, между тем, уровень жизни в нашей стране достиг небывалой высоты. Похоже, мы начали верить во все рассказы о том, какие мы великие, и, в то же время, выказывать все меньше понимания и уважения к тем, кто живет за нашими границами. За последнее десятилетие это неблагоприятное положение усугубилось и, как становится ясно сегодня, оно пагубно для наших интересов

Сегодня Соединенные Штаты увязли в глобальной войне, основной фронт которой проходит не в Ираке или Афганистане и не на племенных территориях Пакистана, а в том трудно определяемом пространстве разума, где обитают человеческие верования, убеждения и страсти. Как бы трудно и неприятно ни было признавать это, Америка не побеждает на этом психологическом фронте; если мы как можно скорее не обратим эту тенденцию, то однажды, возможно, окажется, что мы проиграли и на поле боя.

В ходе недавнего интервью генерал-лейтенант Питер Кьярелли (Peter Chiarelli), главный военный советник министра обороны и боевой ветеран, удостоенный высоких наград, сказал мне, что, по его мнению, победой в войне мы лишь на 40 процентов обязаны действиям на поле боя (где Вооруженным силам США нет равных), а целых 60 процентов связаны с победой в битве идей. 'Взгляните на нашего противника в Ираке и Афганистане, - объяснял генерал. - Он рубит людям головы, убивает детей и женщин, взрывает святилища - а мы все-таки говорим, что он побеждает в информационной войне. Это нужно изменить'.

Об этой битве за умы говорит и еще один ветеран войн в Ираке и Афганистане, удостоенный высоких наград, полковник Ли Феттерман (Lee Fetterman). 'В войнах побеждает воля, и если кто-то или какая-то группа достаточно страстно ненавидит другую группу, то борьба может быть очень долгой и трудной'.

Если одни из самых опытных командиров осознают критически важное значение идей и неоценимый вклад, который они вносят в победу, то почему же мы словно отстаем от противника, который, как подчеркивает генерал Кьярелли, не щадит женщин и детей? В Соединенных Штатах многие недоверчиво качают головой, особенно, думая о резком контрасте между усилиями американцев, направленными на помощь обездоленным, и такой жестокостью. Однако после более пристального рассмотрения оказывается, что понять причины этого не так трудно.

В не столь отдаленном прошлом Америка вызывала немалое восхищение и уважение в умах людей по всему миру. Но со временем этот престиж померк, а, между тем, уровень жизни в нашей стране достиг небывалой высоты. Похоже, мы начали верить во все рассказы о том, какие мы великие, и, в то же время, выказывать все меньше понимания и уважения к тем, кто живет за нашими границами. За последнее десятилетие это неблагоприятное положение усугубилось и, как становится ясно сегодня, оно пагубно для наших интересов.

Вскоре после операции 'Буря в пустыне', когда распался Советский Союз и закончилась 'холодная война', мы, вместо того, чтобы и дальше снижать напряженность и налаживать партнерские отношения с Москвой, предприняли ненужные шаги по приближению военного альянса НАТО к границам ослабленной России, в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне, поскольку это было нам удобно, а накануне операции 'Свобода Ираку' испортили отношения с давними союзниками Францией и Германией, совершенно не принимая в расчет их мнения и озабоченности.

Сегодня нам нужна дипломатическая поддержка России для решения проблем, связанных с Северной Кореей и Ираном, но Россия больше не слаба, Москву гораздо труднее склонить к действиям на благо Соединенных Штатов. Нам нужна помощь Франции и Германии как в Ираке, так и в Афганистане, и они, верные нашей исторической дружбе, помогают, но эта помощь была очень запоздалой и менее значительной из-за того, что мы проигнорировали их интересы в ходе подготовки к войне в Ираке. И - дурной знак - из-за того, что мы в восприятии многих пользуемся двойными стандартами, даже общественное мнение Турции, одного из наших важнейших союзников в этом регионе - стало крайне враждебным по отношению к Соединенным Штатам.

Я мог бы предложить ряд конкретных политических и организационных рекомендаций по проведению реформы, но, честно говоря, ни одна из них не будет иметь значения, если сначала не произойдет фундаментальный сдвиг в сознании американцев. Если мы не признаем того, что, обладая многими важными добродетелями, мы также повинны в гордыне, высокомерии и самонадеянности, которые не всегда малозначительны, то никакая реформа даже не будет возможной. Нашим лидерам абсолютно необходимо признать, что мы не побеждаем в глобальной битве за умы отчасти из-за нашего поведения в прошлом, нашего желания делать все по-своему и неготовности идти на компромисс по некритичным вопросам с нашими друзьями и союзниками.

Мы не можем изменить прошлое, но безусловно можем изменить то, что делаем, начиная с настоящего момента. Возможно, кусочек 'пирога смирения' в праздничном меню упростит нам новый старт в наступившем году.

Возможно, от этого зависит наш успех на будущих полях сражений.

Майор Дэниел Дэвис - офицер разведки, участвовавший в операции 'Буря в пустыне' в 1991 г. и служивший в Афганистане в 2005 г.

_________________________________

Уверенность в Америке ("The Washington Post", США)

Мир хочет, чтобы Америка 'вернулась' ("The Washington Post", США)