Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Собор не хочет носить имя 'Собственность Российской Федерации'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И во Франции, и в других странах некоторые церкви отказываются возвращаться в союз, церковное руководство которого находится в Москве. В Ницце на карту поставлено не только имущество, но и вопрос духовной юрисдикции. Часть местной православной общины неодобрительно относится к советскому наследию русской церкви; а кое-кому кажется, что за разговорами о единстве кроется лишь желание Москвы завладеть ценной собственностью

Ницца, Франция - Как-то раз в феврале 2006 года в одну из местных православных церквей пришла группа экспертов по русскому искусству. Специалисты потребовали, чтобы их впустили и позволили сделать опись здания и его содержимого - икон, церковных облачений, кадил. . . в общем, всего.

- Мы отказались впускать их, - хотя у них и был с собой приказ местного судьи, говорит преподобный настоятель Собора Св. Николая Жан Ге (Jean Gueit), занявший этот пост четыре года назад. - Утро выдалось бурное.

Собор, открытый в 1912 году, был выстроен, как написано на каменной табличке у входа, 'молитвами и щедротами' царя Николая Второго для русских, приезжавших на Французскую Ривьеру на отдых или на житье. Приказ суда получили юристы, представляющие интересы российского правительства, сделав лишь первый выстрел в предстоящей битве за эти камни, а, может быть, и за души живущих здесь русских.

- Приобретя право провести опись всего достояния церкви Ниццы - сначала самих зданий, а потом и их содержимого, - утверждает Алексис Оболенский, заместитель председателя приходского совета, - они передали нам свой запрос, как будто они - законные владельцы.

Шестидесятидвухлетний Оболенский, бывший преподаватель университета, дед которого приехал в Ниццу из Санкт-Петербурга, а также другие руководители церкви, видят за этим иском гораздо больше, чем просто опись: им кажется, что таким образом российское государство рассчитывает укрепить свою власть и влияние - что так близко сердцу президента России Владимира В. Путина.

Прошлой весной лидеры православных церквей вне пределов России, порвавших с Русской Православной церковью после большевистской революции, вернулись в лоно Москвы и были благословлены Путиным.

- Смысл этого в том, чтобы восстановить русскую церковь как единое целое, - считает Оболенский, - и восстановить ее в правах верховной [православной] церкви всего мира.

На достигнутом Путин не остановился: в канун православного Рождества он выделил миллион долларов на восстановление православного кладбища на север от города, в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois).

Однако и во Франции, и в других странах некоторые церкви отказываются возвращаться в союз, церковное руководство которого находится в Москве. Так что в Ницце на карту поставлено не только имущество, но и вопрос духовной юрисдикции. Часть местной православной общины неодобрительно относится к советскому наследию русской церкви; кое-кому кажется, что за разговорами о единстве кроется лишь желание Москвы завладеть ценной собственностью, как эта ниццкая церковь.

- В формировании русского самосознания религия играет существенную роль, - говорит отец Ге, в миру работающий профессором права в городе Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence). - Когда коммунистическое самосознание разрушилось, у русских не осталось другого выбора, кроме возрождения православной традиции.

Кроме ниццского иска, есть и другой по тому же поводу. Он был подан в суд Биаррица, города на берегу Бискайского залива, в 2004 году. Местный приходской совет решил проголосовать за воссоединение с Москвой, однако суд постановил отменить этот процесс по иску группы прихожан, указавших на нарушения в процедуре голосования. По их словам, для кворума в Совет привезли людей из соседних регионов и даже из Испании.

Российские дипломаты в Париже утверждают, что эти два случая совершенно различны. В Ницце их адвокаты представили документы, утверждающие, что церковь изначально была собственностью царя Николая Второго, но была отдана в аренду архиепископу Санкт-Петербургскому (так в тексте - прим. перев.) сроком на 99 лет. По их словам, 31 декабря 2007 года срок аренды истек, и собственность должна быть возвращена российскому государству как правопреемнику царского режима.

- Мы считаем, что собственность и церковь принадлежат России, - заявил представитель российского посольства Сергей Паринов. Однако и он, и другие российские дипломаты успокаивают прихожан.

- В любом случае, - утверждает Паринов, - церковь должна оставаться местом молитвы и собрания верующих, всегда считавших ее своим приходом.

Однако отец Ге и большинство прихожан не верят этому.

- Они утверждают, что у них на руках оригиналы документов, - говорит священник, дед которого служил офицером в царской армии, - мы боимся, что они сфабрикованы.

Приход даже обращается за политической поддержкой. В прошлом году содержимое церкви во Французской Ривьере было объявлено частью национального наследия, что означает, что без разрешения Министерства культуры Франция ничего не отдаст. Однако советник мэра Ниццы Андре Шове (André Chauvet) подчеркнул, что, хотя город считает церковь 'одним из системообразующих элементов местного культурного наследия', городские власти занимают в споре 'наблюдательную' позицию и будут 'спокойно' ждать решения суда.

И в Биаррице, и в Ницце церкви тесно связаны с монархической историей. Церковь в Биаррице была построена с целью окормления русской общины, осевшей здесь, когда город стал любимым курортом французского императора Наполеона Третьего. А в Ницце на месте, где сейчас стоит церковь, когда-то среди апельсиновых и оливковых кущ стояла вилла, в которой в 1865 году в возрасте 21 года умер от менингита наследник русского престола Николай Александрович. Немало местных жителей ведут свои корни из России; к церкви, блистающей изумрудом и золотом куполов, ведет авеню Николая Второго (Avenue Nicolas II); его пересекает бульвар Царевича (Boulevard Tzarewitch).

На перекрестке уроженец России 39-летний Давид Торосян продает русскую икру, иконы и матрешек. Он надеется, что стороны 'решат дело полюбовно', потому что от этого зависит его бизнес. Но, по его словам, дело, скорее всего, выиграет приход

- За ними французская политика и большая часть населения, - говорит он.

А тем временем стороны одну за другой упускают возможности для примирения. В октябре с визитом во Франции был патриарх Алексий Второй. Он отслужил литургию в Париже, однако отказался делать это в местном православном храме, поскольку руководство церкви не признало юрисдикцию Москвы. Вместо этого литургия была отслужена для православных и неправославных в римско-католическом Соборе Парижской Богоматери.

________________________________________________

Россия: в поисках национальной идеи ("Time", США)

Культура - последняя цитадель, которую осталось покорить Путину ("The New York Times", США)

Церкви празднуют слияние, Путин - поглощение ("The Wall Street Journal", США)