Однажды знатокам в "Что? Где? Когда?" показали сделанную из космоса фотографию казахской степи. На снимке четко просматривались концентрические круги. Знатоки проиграли, потому что ничего не знали об особенностях казахского выпаса коз. В степи вбивается колышек, к которому веревкой привязывают козу. За день коза методично выщипывает травку на всю длину веревки. Выщипанное козой место видно даже из космоса, а саму козу - нет.
Вот так и вся "русская политика" в Эстонии: деяния видно из космоса, а самих козлов, простите, политиков - нет.
Велик список прегрешений "русских политиков" перед общиной (и перед историей тоже!), как говорится, от Томберга до Ланберга включительно. От Вельмана и до Линтера, хотя и не звучит в рифму, но тоже - травка выщипана под ноль! Травка выщипана, но за годы независимости не приросла усилиями коз: простите, "русских политиков" ни одним новым избирателем.
Русского избирателя за гроши сдавали в аренду центристам, республиканцам, даже реформистам. Грянуло бы нашествие марсиан - им бы тоже сдали, но Бог пока миловал. Если уж и смотреть правде прямо в глаза, то девять десятых процента голосов избирателей, собранных Конституционной партией на последних парламентских выборах, это подтасовка. Не может быть, чтобы в стране, испытывающей острые межнациональные проблемы, пятая часть избирателей голосовала за тех, кто их же и дискриминирует. А у нас может!
У нас двадцать процентов электората поголовно сдано в аренду, а пресловутые "девять десятых" - это чтобы Евросоюз про нарушения демократии не шибко вякал. Мы, глупые, насмехались, когда нам видный балторусский "политик" Сергей Васильевич Иванов втирал про отмирание национальных тенденций в эстонской политике. Нам бы послушать, так ведь нет - мы ему "подлецов" публично отпускали!
Интересно спросить, а что осталось в памяти от "русской политики"? В первый раз гражданство Эстонской Республики по настоянию Евросоюза давали просто за участие в избирательной кампании в качестве кандидата. Теперь не дают, и это справедливо. Справедливо, потому что бодливым коровам Господь Бог рогов не выдает. Потому и гражданство выдавали только тем, кому рога поотшибали еще до перестройки. Так что вся наша "русская политика" вышла из того, можно сказать, евросоюзовского призыва.
Теперь уже мало кто помнит, что в Таллиннском горсобрании когда-то было сразу две (!) враждовавшие между собой русские фракции. Мало кто помнит, что во втором составе Рийгикогу была, хоть и не долго, двухпартийная русская фракция. Фракция развалилась, не сумев договориться о порядке ротации председателя. Вслед за фракцией развалилась и Русская партия. Расколов Русскую партию Эстонии, братья Седашевы создали потешную партию русского единства. Братское единство крупно облажалось, когда младший подсунул старшему в избирательный фонд увесистую пачку фальшивых шведских крон.
Бывали и курьезные случаи вроде поломанных лодыжек и обложения партийной данью зарплаты партийных товарищей, избранных в Рийгикогу. Дань большей частью осталась невыплаченной, а лодыжка, сломанная при бегстве из борделя, срослась удачно. Чего стоил один только "фонарь" на оба глаза патриарха славянской культуры накануне выборов! Бывало, что могли прошляпить в Рийгикогу поправки, ужесточающие порядок регистрации церквей и приходов, когда Православная церковь девять лет была без регистрации. Бывало, Дума Русской общины (подпольный обком в действии!) партийному лидеру такую порку прописывала, что мама не горюй! Знаете за что? Вы будете смеяться - за бонапартизм!
Протоколы "секретные" писали, чтобы на следующий день выбалтывать их прессе. Мандатами в горсобрании клялись, предавали и лжесвидетельствовали, деньги московские отмывали. А сколько раз объединяться собирались? Объединенная народная партия даже формулировку объединения отчеканила: "присоединяемый считается прекращенным". И ведь что характерно: идеология никогда не была препятствием к "прекращению" - до хрипа в бронхах делили места в руководстве и в избирательных списках.
Нынче мы дожили до того дня, когда основным препятствием к "прекращению в итоге объединения" вдруг стала идеология. Безыдейность всегда была нормой жизни "русских" партий. А тут вдруг "русская" партия вспомнила, что национальной партии по статусу положено быть консервативной, и принялась попрекать левизной партию "конституционную", кстати сказать, тоже консервативную по объявленному статусу. Грядущая перерегистрация, конечно, обоих прекратит вне зависимости от того, успеют они объединиться или нет.
Сейчас глупо и смешно говорить об упущенных "русскими" партиями возможностях, и, тем не менее, о некоторых из них стоит напомнить.
Во-первых, не единожды упущенная возможность объединения электората.
Во-вторых, не единожды упущенная возможность расширить свой электорат за счет лиц без гражданства.
В-третьих, не единожды упущенная возможность сблизиться с электоратом и всегдашняя готовность подменить коллективные интересы электората личными (мелкокорыстными!) интересами "лидеров".
В-четвертых, полное игнорирование профсоюзного движения, ни одной пусть даже робкой попытки сотрудничества в интересах электората.
В-пятых, убийственное по своим негативным последствиям для русской общины "посредничество" в отношениях с Россией.
И, наконец, в-шестых, патологическая трусость "лидеров", замаскированная под коллективную безответственность.
О трусости следует сказать отдельно. Допустим, что государство до апреля прошлого года не принимало никакого участия в судьбе "Ночного дозора", и суета Конституционной партии на холме Тынисмяги является личной инициативой Андрея Заренкова и Дмитрия Линтера. Допустим даже, что сама Конституционная партия к "Ночному дозору" вообще не имеет никакого отношения, что не было совместных заявлений и пикетов, что 26 апреля 2007 года жители Таллинна пришли на холм Тынисмяги исключительно по собственной инициативе. Допустили?
А теперь задайте себе простой вопрос: почему лидеров народных-объединенно-конституционных и русских партий не было в тот вечер со своими избирателями? Почему их не было с людьми, интересы которых они как будто выражают и защищают? Почему никто из них не был "просто так" избит полицией и не ночевал на полу в D-терминале? Почему никто не предпринял попытки встретиться с премьер-министром, министром обороны, префектом полиции, наконец, с мэром Таллинна до "бронзовых событий"? Почему никто из "русских лидеров" не встал между толпой и полицией? Почему не остановил ни одного погрома? Почему никого из них нет на скамье подсудимых рядом с Линтером, Ревой, Сирыком и Кленским?
Наконец, почему о Дмитрии Ганине вспоминают только после дипломатических демаршей? Может быть, нас это не касается, поскольку Ганин был гражданином Российской Федерации? Прошло всего девять месяцев, а память о мученичестве Ганина стала для "русской политики" неудобной. Поистине пределы местной политкорректности в рамках законов об иностранцах и гражданстве беспредельны!
Давайте допустим, что все бывшее до "бронзовых событий", во время оных и после них не было провокацией или предательством со стороны так называемых лидеров "русских партий". Допустим, что они не были отдельной строкой вписаны в государственную программу "бронзовых праздников". Тогда остаются только трусость и глупость. Глупо было упустить возможность заработать политический капитал, трусливо - не разделить судьбу своих избирателей.
Как ни крути, а не могу я себе представить на полу в D-терминале "увесистую гирьку русской политики" Сергея Васильевича Иванова, в чьих усах каждая щетинка так хорошо знакома жителям Ласнамяэ. Татьяна Муравьева на нарах Батарейной тюрьмы в образе княжны Таракановой - ни-ког-да! Как ни силюсь, но нет - не вижу на скамье подсудимых потомка писателя Фельдмана, обвиняемого в подстрекательстве электората к защите национальной чести и достоинства!
Не прорисовывается в кузове полицейского "воронка" и бывший член Санкт-Петербургской международной коллегии адвокатов Станислав Черепанов с пластиковым хомутиком на запястьях. Коллективное руководство самой народной конституционной партии тоже не дотягивает до жертвенности граждан Кале. Понимаю, быть с народом - не барское дело.
Барское - это когда колышек, веревка и коза на привязи.
_________________________________
Может быть, все население Эстонии отправить на Нил? ("Postimees", Эстония)