Михаил Саакашвили вновь стал президентом Грузии. Но выборы не решили главной проблемы - политический кризис в стране грозит перерасти в серьезное противостояние заматеревшей власти и еще не оперившейся оппозиции
Первое, что я увидела, выйдя из тбилисского аэропорта - два огромных агитационных билборда Михаила Саакашвили. 'Девушка, что вы так засмотрелись на нашего Мишу? - обратился ко мне таксист, представившийся Георгием. - Вы таких плакатов еще миллион увидите. Поехали!'
Георгий не соврал: по дороге в город агитационные плакаты с Саакашвили то в обнимку с пенсионеркой, то выступающим на митинге встречались на каждом километре. А в Тбилиси реклама Саакашвили красовалась повсюду. Заборы, дома, аптеки, подземные переходы, кинотеатры - все было заклеено плакатами. Даже автобусы и маршрутки служили передвижной рекламой Михо. 'А что это такое у вас возле парламента?' - спросила я у таксиста, увидев напротив здания аттракционы и ледяной каток. 'Саакашвили залил каток', - объяснил Георгий. 'И сколько стоит час проката коньков?' - не унималась я. 'Все развлечения бесплатные. Кто возьмет с бедных людей деньги, если на носу выборы? Если власть не может обеспечить народ работой и хорошей зарплатой, то пусть хоть порадует бесплатными развлечениями', - подытожил таксист.
Владелица небольшого частного отеля, в котором я остановилась, - ярая сторонница Саакашвили - не сомневалась в победе Михо ни на минуту: 'Он, бесспорно, станет президентом. Ведь оппозиционные кандидаты - слабые политики. Они даже предвыборные обещания читают со шпаргалки - выучить наизусть не могут! Нет человека, который способен внятно объяснить, что предлагают сделать оппозиционные кандидаты, придя к власти'.
Слабость оппозиции - главная проблема противостоящих Саакашвили политиков. С этим согласен и президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели.
'Грузинские партии оказались очень слабыми. Они по-прежнему не могут набрать больше 3-5%, поэтому о парламентской республике в Грузии и речи быть не может', - сказал в разговоре с Фокусом политолог.
Поражает то, что грузины часто говорят одно, а делают совершенно другое. В канун дня голосования житель Тбилиси архитектор Дато поделился своими впечатлениями от внешней политики Михаила Саакашвили. 'Вы должны знать, что именно Саакашвили испортил отношения Грузии с Россией. РФ ввела для грузин визы, которые мы не можем получить. Наших людей насильно депортируют из России. К ним относятся как к быдлу. Многие боятся, что грузинско-российские отношения ухудшатся настолько, что нас может ожидать новая война. Поэтому нельзя голосовать за Мишу', - уверял он. На следующий день, на вопрос, за кого он проголосовал, Дато ответил: 'За N 5, за Михаила Саакашвили', но свой выбор объяснить не смог.
Между тем у многих грузин были веские причины голосовать 'правильно'.
'Ко мне подошел один чиновник и заявил, что если я, моя семья и друзья не проголосуют за Михаила Саакашвили, то мой бизнес закроют, а кредит в банке на сумму 3 миллиона долларов я никогда не смогу вернуть', - сообщил начинающий бизнесмен Нино.
Но многие грузины просто поленились пойти на избирательные участки, несмотря на то, что специально в день выборов, 5 января, проезд в транспорте сделали бесплатным. А зачем? Ведь результат был известен заранее.
В команде Саакашвили начали праздновать победу за час до обнародования предварительных результатов экзит-полов, согласно которым он уверенно набирал более 50% голосов.
'Это были первые выборы с настоящей конкурентной борьбой, - сказал Фокусу Рондели. - Да, кризис преодолеть не удалось, ведь изначально другая сторона хотела просто избавиться от Саакашвили. Но тест на демократию Грузия все же сдала'.
Оппозиционные лидеры так не считают и готовятся к массовому митингу 13 января, рассчитывая собрать в столице не менее 100 тысяч человек.
'В стране произошла массовая фальсификация выборов', - заявил кандидат в президенты от оппозиции Леван Гачичеладзе, набравший около 25% голосов.
Первая попытка - митинг протеста оппозиции 6 января - провалилась. Около тысячи человек пришли на встречу с лидерами оппозиции, послушали их обиженные речи, замерзли от непривычного для Грузии холода и ушли домой греться и готовиться к празднованию Рождества. Оппозиция намерена оспорить результаты выборов и добиться проведения второго тура. Политический прогноз пока туманен, но метеосводки весьма конкретны. И пламенные оппозиционные речи ждет серьезное испытание - в ближайшие дни Грузии обещают небывалые морозы.
__________________________________
Грузия: временная передышка ("The Wall Street Journal", США)
О трудностях расставания с советскими привычками ("Le Monde", Франция)
Пиррова победа ("Newsweek", США)
Увядшая роза ("The Times", Великобритания)