Греческий философ Геракл (так в оригинале - прим. ред.) как-то сказал, что человек не может дважды войти в одну реку. Тем самым он имел в виду, что течение времени неминуемо меняет как характер человека, так и саму реку. То же самое можно сказать об Украине и изменении поведения Европы. Второе правительство Юлии Тимошенко изменилось по сравнению с правительством 2005 года. Будем надеяться, что его министры получили опыт. Также правдой является то, что мир, в котором им придется теперь принимать решения, значительно отличается от мира, который приветствовал оранжевую революцию.
В целом Украину больше не рассматривают как творение идеалистов-мечтателей, уличные акции которых спасли миллионы украинцев от постсоветского рабства и принесли либеральную демократию в Киев. Через три года после оранжевой революции украинские политические лидеры выглядят капризными по причине беспрестанной политической борьбы, мелкими и неспособными серьезно управлять. Оптимистический и сентиментальный вид поколения Майдана 2005 года уступил, в известной степени, цинизму и едва скрываемому разочарованию Европы и США в начале 2008 года.
Однако изменилась не только Украина. Также изменились США и Европа... и, причем, не в лучшую сторону. Несмотря на политическое мастерство Ангелы Меркель и неугомонную энергию Николя Саркози, Европа, как целое, очень устала от самой мысли о своих многолюдных, бедных и проблемных соседях. Для Западной Европы доступное энергоснабжение является более неотложной проблемой, нежели рост демократии в Киеве.
На востоке Украины запутанная и неоцарская Россия вернулась в ранг наибольших государств с замыслом не больше не меньше, вызывать проблемы и привлекать к себе внимание, ветируя любые международные инициативы, что абсолютно не выглядит прогрессивно или современно. А за Атлантическим океаном, в США, американцы испытывают угрызения совести за свои действия. Войны в Ираке и Афганистане не идут хорошо. Цены на дома падают ниже плинтуса. Тем временем, канадский доллар сейчас стоит больше, нежели американский, что для рядового американца является финансовым эквивалентом быть выброшенным с Чемпионата мира по футболу женской командой из Самоа.
Одним словом, за последние три года Украина растратила много доброй воли и новое правительство встречает вызовы евроатлантического мира, который является менее добрым, значительно более осторожным и имеет опасную тенденцию к изоляционизму. Много европейских дверей, которые, казалось, были открыты для Украины после 2004 года, закрылись, а некоторые были забиты гвоздями. В такой строгой окружающей среде правительству Юлии Тимошенко придется принимать важные решения.
Первой и самой важной задачей для правительства является окончательное оформление членства страны во Всемирной торговой организации. Достижение этого будет требовать от спикера Верховной Рады убедить партии правящей коалиции и оппозиции работать вместе над окончательным законодательным пакетом. Это также будет требовать от правительства демонстрации доныне непроявленной дипломатической чувствительности и утонченности в рассмотрении европейских волнений, которые возникают в последнюю минуту и зачастую являются тонко скрытым протекционизмом. Хорошо это или плохо, ВТО является путем Украины к мировому рынку, международному капиталу и, в конечном счете, к Европе. Любая дальнейшая задержка или разрушительная ссора позволит России добиться того, чтобы Украина не попала в ВТО, пока Россия не будет готова присоединиться к этой организации, что будет значить для Киева потерю времени или вообще потерю возможности вступления в ВТО.
Иным и значительно менее важным приоритетом для Украины является разрешение того, каким она видит отношения с союзниками по НАТО. В прошлом украинские политические лидеры превзошли себя в подаче конфликтных и противоречивых сигналов НАТО, и, в результате, постоянные представители в НАТО в значительной степени перестали верить всему, что они слышат из Киева. Однако этот вопрос является более простым для нового правительства. Все украинские лидеры: Президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и бывший премьер-министр Виктор Янукович - соглашаются, что когда-то, в будущем, Украина проведет референдум относительно принятия решения о вступлении в НАТО. К счастью, это совпадает с точкой зрения европейских союзников, которые независимо пришли к выводу, что на протяжении многих лет Украина не будет и не может рассматриваться как член НАТО.
Поэтому для правительства Тимошенко остается единственный вопрос - решить, какие отношения с НАТО могут быть выгодными для Украины до этого далекого будущего. Это решение должно быть принято прежде, чем Президент Ющенко прибудет на следующий саммит НАТО, который состоится 2 апреля в Бухаресте. Поэтому у министра обороны Юрия Еханурова не будет достаточно времени, чтобы подготовить свои рекомендации. А у министра иностранных дел Владимира Огрызко достаточно недель, чтобы прояснить цели нового правительства для обескураженных должностных лиц в Западной Европе.
Хотя для Украины было бы хорошо установить формальные рабочие отношения в Бухаресте, чтобы улучшить политическое доверие Киева и построить долговременные отношения с европейскими институтами. Однако в значительной степени не так важно, что Украина решит, не будет ли способна решить относительно своих отношений с НАТО. Что на самом деле имеет значение, так это сможет ли новое правительство после успешного вступления в ВТО начать переговоры о зоне свободной торговли со скептической Европой. А это потребует последовательности, утонченности и единодушной решительности, которая не проявлялась в украинской дипломатии... до недавнего времени.
Установление зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом станет первым шагом к ряду экономических ассоциаций, которые могут, в конечном счете, открыть перспективу будущей интеграции и даже членства в Европейском Союзе. Но даже в краткосрочной перспективе зона свободной торговли с Евросоюзом будет иметь позитивное и драматическое влияние на экономический рост Украины, модернизации ее инфраструктуры и доступ простых украинцев к лучшим возможностям по трудоустройству и получению образования.
И, наконец, новое правительство должно решить проблему реформирования, которая является совсем не такой уж простой, как выглядели предвыборные обещания. Американские высокие чиновники часто указывают на отсутствие прозрачности, что касается собственности и структуры компании 'РосУкрЭнерго', которая действует в качестве посредника-поставщика энергоносителей из Центральной Азии в Украину. При этом 'РосУкрЭнерго' является иллюстрацией того, что есть плохого в Украине; никто не утверждает, что эта компания является главной причиной постоянной коррупции украинского правительства.
Четвертым и, в известной степени, самым сложным вызовом перед новым правительством является избежание ошибок первого правительства Юлии Тимошенко. Ответом на правительственную коррупцию не может быть национализация многих частных компаний, которую правительство угрожало осуществить в 2005 году. Не может быть ответом натравливание налоговой полиции и специальных служб на политических оппонентов, как это недавно произошло в Грузии. Наибольшим вызовом для Украины будет установление беспристрастной и полностью независимой судебной системы, для которой неприемлемы взяточничество и политическое вмешательство. К сожалению, это болезненная и очень скучная работа для амбициозных политиков.
Менее, чем через два года следующий Президент Украины вступит в новую Европу, которая изменит конституцию Европейского Союза и все руководство в Брюсселе. Возможно, Европа будет в более многообещающем настроении с дверьми, которые снова начинают открываться. Возможно, в это время Украина добьется успеха в реализации реформ, и ее политических лидеров будут прославлять, как это было в 2005 году, и снова восхвалять на редакционных колонках. Это будет зависеть от того, что будет сделано на протяжении последующих 18 месяцев.
Брюс ДЖЕКСОН - президент Проекта переходной демократии, неприбыльной организации, которая выступает за демократические преобразования на Балканах и в странах бывшего Советского Союза.
__________________________________________
Второй шанс Украины ("The Wall Street Journal", США)
Возвращение оранжевой принцессы ("The Economist", Великобритания)