Российско-британские дипломатические страсти, накалившиеся еще в 2006 году после отравления полонием-210 противника Кремля Александра Литвиненко, никак не желают остывать.
Вчера Москва подняла их температуру еще на несколько градусов, обрушившись на Лондон за отказ закрыть свои культурные миссии в регионах и угрожая принять 'административные и юридические меры' против британских дипломатов в России. Лондон отступиться не пожелал, вновь открыв после праздничных каникул отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Кремль не привык к такому неповиновению, что, несомненно, добавило жесткости озвученному вчера ответу. В декабре российские власти заявили, что в 90-е годы отделения Совета за пределами Москвы не были должным образом зарегистрированы, не имеют права на дипломатический статус и/или не платят налоги - и потребовали закрыть их к 1 января этого года.
Ни для кого не секрет, что именно придало столь серьезное ускорение атаке на позиции Британского совета, начатой антизападным министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Наиболее высокопоставленные российские чиновники связывают ее с попытками Великобритании добиться выдачи бывшего агента КГБ Андрея Лугового, месяц назад избранного в Думу по списку партии, дружественной президенту Владимиру Путину. Британская полиция обвиняет Лугового в убийстве Литвиненко. Когда Кремль ответил на просьбу о его экстрадиции отказом, британские власти выслали из страны четверых российских дипломатов. Русские сделали то же самое - а через некоторое время продолжили начатое, на этот раз взявшись, в числе прочего, и за Британский совет.
Месяц назад в российском МИДе пообещали, что для обеспечения исполнения этого приказа 'танки подгонять никто не будет'. Что ж, и на том спасибо. Русские предлагают свой выход из создавшейся ситуации - перерегистрировать Совет как неправительственную организацию. Что, судя по укоренившейся в последнее время в России практике, будет означать ту же смерть, только чуть более медленную. Под давлением Кремля сумело устоять совсем мало НПО - и российских, и иностранных.
Все это тем более показательно, что как раз сейчас Кремль занялся преследованием группы 'Голос Беслана', сформированной для защиты прав жертв террористического акта, совершенного в одном из южных городов России в 2004 году. Уже на этой неделе прокуратура планирует предъявить ее членам обвинения в 'клевете в адрес представителей власти' и 'унижении национальной гордости' по новому закону, известному своим весьма широким толкованием понятия 'экстремизм'. 'Голос Беслана' обвинил президента Путина в преступном бездействии, приведшем к смерти 330 людей во время теракта.
Британский совет, по крайней мере, может призвать на свою защиту международное право и дипломатическую неприкосновенность. Однако рост уровня ксенофобии в России и толпы молодых путинских штурмовиков, свободно расхаживающие по улицам - все это заставляет британцев осторожно относиться к защите Совета и его сотрудников.
- Нам уже приходилось работать в сложной обстановке - например, в ЮАР по время апартеида и в Китае после резни на площади Тяньаньмэнь, - но чтобы нас втягивали в подобные политические дела - это уникальный случай, - заявила одна из руководительниц Совета Кейт Бард (Kate Bard) в интервью The Moscow Times. Добро пожаловать в Путинстан.
__________________________________________
След полония дотянулся до Британского совета ("The Times", Великобритания)
Британский совет не подчиняется российскому распоряжению о закрытии ("The Guardian", Великобритания)
Сергей Лавров@ИноTV: "Закрытие Британского совета? Это, если хотите, закон жанра" ("BBC World", Великобритания)
Россия: глубокое недоверие к Западу ("BBC World", Великобритания)
Культурные войны ("The Times", Великобритания)