Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
К миру без ядерного оружия

В некоторых отношениях цель 'мир без ядерного орудия' подобна вершине очень высокой горы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ускоряющееся распространение ядерного оружия, ядерного ноу-хау и ядерных материалов подвело нас к последнему рубежу. Перед нами реальная вероятность того, что самое разрушительное оружие из когда-либо созданного может попасть в опасные руки. Шаги, предпринимаемые нами в ответ, неадекватны этой угрозе. При все большей доступности ядерного оружия сдерживание становится все менее эффективным и все более рискованным

Ускоряющееся распространение ядерного оружия, ядерного ноу-хау и ядерных материалов подвело нас к последнему рубежу. Перед нами реальная вероятность того, что самое разрушительное оружие из когда-либо созданного может попасть в опасные руки.

Шаги, предпринимаемые нами в ответ, неадекватны этой угрозе. При все большей доступности ядерного оружия сдерживание становится все менее эффективным и все более рискованным.

Год назад, в эссе, опубликованном в этой газете , мы призвали к глобальной инициативе по снижению опоры на ядерное оружие в целях предотвращения его попадания в потенциально опасные руки и, в конечном счете, его ликвидации как угрозы миру. За год возник огромный интерес к этому вопросу, был дан мощный импульс, и появилось политическое пространство для его решения на фоне одобрительных откликов со всего мира.

В январе 2007 г. Михаил Горбачев написал , что он, как человек, подписавший первые договоры по реальному сокращению ядерного оружия, считает своим долгом поддержать наш призыв к безотлагательным действиям: 'Все очевиднее становится, что в новую эпоху ядерное оружие не является средством укрепления безопасности, наоборот - с каждым годом оно все больше превращается в фактор ее ослабления и разрушения'.

В июне министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет сигнализировала о поддержке со стороны своего правительства, заявив: 'Нам нужно как видение - сценарий для мира без ядерного оружия, так и действие - поступательные меры по снижению числа боеголовок и ограничению роли ядерного оружия в политике безопасности. Это два отдельных направления, но они взаимно усиливают друг друга. Оба они необходимы, но в настоящее время слишком слабы'.

Кроме того, о своей принципиальной поддержке проекта заявили другие бывшие официальные лица США с большим опытом работы на посту государственного секретаря и советников по обороне и национальной безопасности. Среди них - Мадлен Олбрайт, Ричард Аллен (Richard V. Allen), Джеймс Бейкер III, Сэмюэл Бергер, Збигнев Бжезинский, Фрэнк Карлуччи, Уоррен Кристофер, Уильям Коэн, Лоренс Иглбергер (Lawrence Eagleburger), Мелвин Лэйрд (Melvin Laird), Энтони Лейк (Anthony Lake), Роберт Макферлейн (Robert McFarlane), Роберт Макнамара и Колин Пауэлл.

Вдохновленные этой реакцией, в октябре 2007 г. мы организовали в Институте Гувера Стэнфордского университета конференцию, на которую пригласили ветеранов последних шести администраций, а также ряд других экспертов по ядерным вопросам. Все согласились с тем, что очень важно, чтобы видение мира без ядерного оружия направляло наше мышление о ядерной политике, и необходимо предпринять серию шагов, которые отведут нас от края ядерной пропасти.

Особая ответственность лежит на США и России, обладающих примерно 95 процентами ядерных боеголовок в мире, а также уникальным опытом ядерного разоружения. Однако подключиться должны и другие страны.

Некоторые шаги уже делаются - например, снижение числа ядерных боеголовок, размещенных на стратегических бомбардировщиках и ракетах большой дальности. Другие шаги на ближайшее будущее, которые США и Россия могли бы начать предпринимать уже в 2008 г., могут сами по себе значительно снизить ядерные угрозы. Они включают в себя:

∙ Продление основных положений Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. Реализация этих положений значительно расширила наши представления о важнейшей задаче верификации. Срок действия договора истекает 5 декабря 2009 г. Ключевые положения этого договора, включая основные требования по мониторингу и верификации, должны быть продлены, а дальнейшие сокращения, предусмотренные Московским договором 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов, должны быть осуществлены как можно скорее.

- Предпринять шаги по увеличению времени предупреждения и принятия решения по запуску всех баллистических ракет с ядерными боеголовками, снизив тем самым риск случайного или несанкционированного запуска. В сегодняшней международной среде полагаться на процедуры запуска, не дающие командующим достаточного времени для принятия осторожных и благоразумных решений, ненужно и опасно. Более того, использование компьютерных технологий в целях кибервойны создает новые угрозы, которые могут иметь катастрофические последствия в том случае, если системы оперативного управления какого-либо государства, обладающего ядерным оружием, будут взломаны злонамеренными хакерами. Со временем, по мере роста доверия в американо-российских отношениях, могут быть предприняты дальнейшие шаги путем введения, по взаимному согласию, верифицируемых физических барьеров в последовательность действий по оперативному управлению.

- Отказаться от любых еще существующих оперативных планов массового удара, разработанных в годы 'холодной войны'. Трактовка сдерживания как взаимно гарантированного уничтожения является устаревшей политикой в сегодняшнем мире: США и Россия официально объявили о том, что они являются союзниками в борьбе с терроризмом и больше не воспринимают друг друга как врагов.

- Провести переговоры по созданию совместной многосторонней системы баллистической противоракетной обороны и раннего предупреждения, как было предложено президентами Бушем и Путиным на их московском саммите в 2002 г. В частности, нужно добиться согласия по планам отражения ракетных угроз Европе, России и США с Ближнего Востока, а также завершить работы по созданию Совместного центра обмена данными в Москве. Снижение напряженности по вопросу противоракетной обороны способствует продвижению по более широкому кругу ядерных вопросов, имеющих огромное значение для нашей безопасности. Без этого более широкое сотрудничество в ядерной сфере будет заметно осложнено.

- Значительно усилить темп работ по обеспечению высочайших стандартов безопасности хранения ядерного оружия, а также ядерных материалов во всех странах мира, чтобы не допустить попадания ядерной бомбы в руки террористов. Материалы для создания ядерного оружия имеются более, чем в 40 странах, и недавно сообщалось о предполагаемых попытках контрабанды ядерных материалов в Восточной Европе и на Кавказе. США, Россия и другие страны, участвовавшие в программах Нанна-Лугара, вместе с Международным агентством по атомной энергии, должны сыграть ключевую роль в создании условий для реализации резолюции Совета Безопасности ООН 1540, касающейся повышения ядерной безопасности - предлагая группам экспертов совместно помогать каждой заинтересованной стране в выполнении обязательств в рамках данной резолюции для обеспечения надежности хранения этих материалов.

'Ошибки совершаются во всем, что предпринимают люди, - отмечает губернатор Арнольд Шварцнегер в своем обращении к участникам нашей октябрьской конференции. - Почему ядерное оружие должно быть исключением?' В подтверждение слов губернатора 29-30 августа 2007 г. шесть крылатых ракет с ядерными боеголовками были загружены на борт самолета ВВС США, перенесены через всю страну и выгружены. В течение 36 часов никто не знал не только о том, где находятся боеголовки, но даже о том, что они исчезли.

- Начать диалог, в том числе, в рамках НАТО и с Россией, по укрупнению арсеналов ядерного оружия, предназначенных для последующего развертывания, в целях повышения их безопасности и в качестве первого шага в направлении их тщательного отслеживания и, в конечном итоге, ликвидации. Небольшие и мобильные ядерные арсеналы являются, с учетом их характеристик, вожделенными целями для террористических групп.

- Усилить средства мониторинга соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве противовеса распространению новейших технологий. Продвижение в этой сфере является крайне необходимым, и его можно добиться путем распространения разработанных МАГАТЭ положений о мониторинге (дополнительных протоколов) на все государства, подписавшие ДНЯО.

- Согласовать процесс реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯО), что усилит ДНЯО и способствует международному мониторингу активности государств в ядерной сфере. Это потребует анализа представителями обеих партий, во-первых, того, как за последнее десятилетие улучшилась система международного мониторинга в том, что касается идентификации и локализации подземных ядерных испытаний в нарушение ДВЗЯО и, во-вторых, того, насколько технический прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, позволяет сохранять уверенность в надежности, безопасности и эффективности ядерного арсенала страны в условиях запрещения ядерных испытаний. Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытания создает новые пункты мониторинга с целью выявления ядерных испытаний - США должны срочно поддержать эту меру еще до ратификации.

Параллельно с этими шагами, предпринимаемыми США и Россией, диалог должен выйти на международный уровень, и к нему должны быть привлечены как неядерные, так и ядерные державы.

К его ключевым темам относится превращение цели 'мир без ядерного оружия' в практическую международную инициативу путем приложения необходимой политической воли к выработке международного консенсуса по приоритетам. В феврале при содействии правительства Норвегии будет проведена конференция, которая станет вкладом в этот процесс.

Еще одна тема: создание международной системы, контролирующей риски ядерного топливного цикла. Учитывая рост интереса в мире к выработке ядерной энергии и потенциальное распространение возможностей ядерного обогащения, развитые ядерные страны и усиленная МАГАТЭ должны создать международную программу, целью которой будет обеспечение надежных поставок ядерного топлива, запасов обогащенного урана, инфраструктурной поддержки, финансирования и утилизации использованного топлива, чтобы гарантировать, что материалы, пригодные для создания ядерного оружия, не будут распространяться по планете.

Должно быть также достигнуто соглашение о дальнейшем значительном сокращении американских и российских стратегических сил, помимо предусмотренного в американо-российском Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов. По мере осуществления сокращений могли бы подключиться и другие ядерные державы.

Нужно вновь подтвердить максиму президента Рейгана 'доверяй, но проверяй. Заключение верифицируемого договора, препятствующего странам создавать ядерные материалы для производства оружия, стало бы вкладом в создание более жесткой системы безопасности ядерных материалов и контроля над ними.

Кроме того, мы должны выработать международный консенсус относительно сдерживания, в случае необходимости, попыток стран нарушить договоренности.

Четко сформулированная конечная цель должна способствовать успеху. Более того, это единственный способ создания доверия в мире и обеспечения широкого сотрудничества, требуемого для эффективного ответа на сегодняшние угрозы. Без видения полной ликвидации ядерного оружия мы не найдем сотрудничества, необходимого для разрыва порочного круга.

В некоторых отношениях цель 'мир без ядерного орудия' подобна вершине очень высокой горы. С высоты нашего тревожного мира мы даже не видим этой вершины и испытываем соблазн сказать, что до нее нам никогда не добраться. Но сползая вниз и топчась на месте, мы подвергаем себя осязаемому риску, который невозможно игнорировать. Нам нужно проложить путь к более высокой точке, откуда вершину горы будет видно лучше.

Дж. Шульц занимал пост государственного секретаря США с 1982 по 1989 гг. У. Перри занимал пост министра обороны США с 1994 по 1997 гг. Г. Киссинджер занимал пост государственного секретаря США с 1973 по 1977 гг. С. Нанн - бывший председатель Комитета Сената США по вооруженным силам.

О своем одобрении позиции, изложенной в настоящем заявлении, также объявили следующие участники конференции, проведенной Институтом Гувера и организацией NTI (Nuclear Threat Initiative): генерал Джон Абизаид (John Abizaid), Грэм Аллисон (Graham Allison), Брук Андерсон (Brooke Anderson), Мартин Андерсон (Martin Anderson), Стив Андреасен (Steve Andreasen), Майк Армакост (Mike Armacost), Брюс Блэр (Bruce Blair), Мэтт Банн (Matt Bunn), Эштон Картер (Ashton Carter), Сидни Дрелл (Sidney Drell), генерал Владимир Дворкин, Боб Айнхорн (Bob Einhorn), Марк Фицпатрик (Mark Fitzpatrick), Джеймс Гудби (James Goodby), Роуз Готтемеллер (Rose Gottemoeller), Том Грэм (Tom Graham), Дэвид Хамбург (David Hamburg), Зигфрид Хекер (Siegfried Hecker), Том Хенриксен (Tom Henriksen), Дэвид Холлоуэй (David Holloway), Рэймонд Джинлоз (Raymond Jeanloz), Рэй Джузайтис (Ray Juzaitis), Макс Кампельман (Max Kampelman), Джек Мэтлок (Jack Matlock), Майкл Макфол (Michael McFaul), Джон Маклафлин (John McLaughlin), Дон Обердорфер (Don Oberdorfer), Павел Подвиг, Уильям Поттер (William Potter), Ричард Роудс (Richard Rhodes), Джоан Ролфинг (Joan Rohlfing), Гарри Роуэн (Harry Rowen), Скотт Сэйган (Scott Sagan), Роальд Сагдеев, Эйб Софэр (Abe Sofaer), Ричард Соломон (Richard Solomon) и Филип Зеликов (Philip Zelikow).

___________________________

Генри Киссинджер: Икона и орел ("The International Herald Tribune", США)

Ядерная небезопасность ("Foreign Affairs", США)

Новая ядерная угроза ("Chicago Tribune", США)