С учетом триумфального продвижения свободы по окончании 'холодной войны' расширение ее территории легко счесть неминуемым. Но доклад организации Freedom House 'Свобода в мире' за 2008 г., презентация которого состоится сегодня, настраивает на тревожный лад.
Свободными объявлено 90 стран, в которых живет 46 процентов населения мира - столько же, сколько и в прошлом году. Число 'частично свободных' стран увеличилось на две, до 60, и теперь на их долю приходится 18 процентов населения земного шара. Всего в настоящее время свободой в той или иной мере пользуется 4,2 миллиарда человек. Сравните это с 1977 г., когда лишь 28 процентов населения мира жило в свободных странах, а 41 процент жил в несвободных. Теперь под властью подавляющих свободу режимов живет 'лишь' 21 процент населения, причем половина приходится на одну страну - Китай.
Но Freedom House отмечает, что во многих странах, вошедших в ту или иную категорию, наблюдается регресс, даже если дело обстоит не настолько плохо, чтобы рейтинг упал. Выборы в Кыргызстане (частично свободном), принесшие победу правящей коалиции, вызывают ряд вопросов. В Бирме (несвободной), которая уже является одной из наименее свободных стран мира, в сентябре были жестоко подавлены протесты. В Узбекистане (несвободном) президент Ислам Каримов в нарушение конституции выдвинулся на третий президентский срок и победил. Египет (несвободный) вел репрессии против журналистов, а в Демократической Республике Конго (несвободной) в условиях нарастающей клановой вражды пошатнулся принцип верховенства закона.
Кроме того, в последние годы появились региональные 'сильные лидеры', распространяющие или поощряющие репрессивные тенденции в соседних странах. Россия Владимира Путина, сама по себе несвободная, оказывает помощь и поддержку еще менее свободному белорусскому режиму. Бирманский режим давно бы уже рухнул, если бы не поддержка Китая. Уго Чавес использует Венесуэлу (частично свободную) в качестве платформы для оказания поддержки другим репрессивным режимам. Иран (несвободный) и Сирия (несвободная) выступают в качестве факторов дестабилизации в Ливане (частично свободном).
Эти страны представляют угрозу не только своим ближайшим соседям - вспомните о ядерной программе Ирана или заговор с целью убийства на британской земле бывшего шпиона, в организации которого подозревают российские власти. Кроме того, они ведут собственные народы к обнищанию. Индекс экономической свободы, опубликованный вчера Wall Street Journal и фондом Heritage, показывает тесную взаимосвязь между экономической свободой и благосостоянием; страны с репрессивными политическими режимами из списка Freedom House, как правило, характеризуются меньшим доходом на душу населения, чем свободные страны.
Но свободу ценят даже те, кто еще не воспользовался ею в полной мере. Избиратели в соседних с Венесуэлой странах, отличающихся большей свободой, отвергли на выборах кандидатов, симпатизирующих Чавесу. Цветные революции в Европе и протесты монахов в Бирме показывают, что каким бы авторитарным ни был режим, он не может подавить надежду на лучшее.
Поэтому последний доклад 'Свобода в мире' должен, прежде всего, стать тревожным сигналом для свободного мира. Когда-то свободные страны предоставляли трибуну и моральную поддержку диссидентам из-за железного занавеса; пора вернуться к этой практике после паузы, сделанной по окончании 'холодной войны'. В любом случае, ставки сегодня выше. Если когда-то экономическая несостоятельность коммунизма стала, в конечном итоге, приговором тоталитарным режимам Восточной Европы, то сегодня нефтяное богатство может при бездействии свободных стран увековечить власть диктаторов. В сегодняшнем мире более 3,5 миллиардов человек стремятся дышать свободнее - или просто свободно. Они этого заслужили.
_________________________________________
Россия: имитация демократии ("The New York Times", США)
Никогда еще Россия не была столь демократической ("Le Figaro", Франция)
Энн Аппельбаум: Новые старые диссиденты России ("The Washington Post", США)
'Российская демократия' ("Klassekampen", Норвегия)
Гарри Каспаров@ИноTV: Путин подавляет российскую демократию? Нет!.. ("BBC World", Великобритания)