Европа должна ответить на серьезный вызов - последствия ухода Владимира Путина с поста президента. После отставки Бориса Ельцина и прихода к власти Путина в России возник класс сильных, как правило, никем не избранных людей. Они были поставлены во главе практически всех важнейших институтов власти, как государственных ведомств, так и крупных частных предприятий, которые возникли в процессе приватизации, проведенной в годы правления Бориса Ельцина.
Вампирский коммунизм
Несмотря на то, что коммунизм 'умер' вместе с распадом Советского Союза, государство, его ведомство и предприятия по-прежнему находятся в руках 'коммунистических вампиров' - представителей прежней эпохи. Термин 'вампирский капитализм' был предложен Карлом Марксом, который писал о корпорациях, деятельность которых 'лишь немного утоляет жажду вампира, пьющего кровь трудового мира', и о том, что 'вампир не успокоится, пока не дойдет до последней мышцы, сухожилия и последней капли крови'. То, что Путин создал в России, - это общество вампирского коммунизма, где 'вурдалаки' высасывают кровь из частных корпораций и правительственных ведомств, оставляя после себя опустошенные, бессильные структуры. Почти все эти новые, наделенные властью люди (называемые 'силовиками') - из числа чекистов. Когда-то они работали в органах безопасности советского государства: в КГБ, ГРУ, а потом в МВД, ФСБ и других 'силовых структурах'. При Путине их окончательно ввели в святилище власти. В годы его правления 'чекисты' - прежде всего, из Санкт-Петербурга, родного города президента - открыто брали власть в свои руки, становясь министрами, советниками правительства и президента, губернаторами, банкирами и политиками. Насчитано целых шесть тысяч 'чекистов', помещенных на влиятельные позиции российского государства. Можно было бы спросить: а что плохого в том, что власть в России сосредоточена в руках людей из 'силовых структур'. Ведь никем не избранные 'правители' всегда паразитировали на российском народе - со времен барщины, правления бояр и царей до политических комиссаров и сегодняшних олигархов. Сегодня можно добавить, что западные инвесторы и экономика страдают наравне с российским народом. Энергетическая безопасность Запада находится под угрозой. Если исторический путь 'силовиков' вызывает любопытство, то их нынешняя деятельность - серьезные опасения.
Плановики из КГБ
В 1990 году Россия оказалась в очень тревожной ситуации. Имея большие природные богатства, страна не могла их продать. Мощная армия выходила из Восточной Европы без единого выстрела. Банковская система была неликвидна, поскольку весь капитал по-прежнему концентрировался в Москве, а региональных банков не существовало. Среди многочисленных кризисов, которые пришлось пережить России, самым серьезным был продовольственный.
План выхода из кризиса разработало руководство КГБ. Первая его часть заключалась в том, чтобы привлечь западных капиталистов к оплате издержек запуска производственных мощностей. Капиталисты должны были платить за сырье, за подготовку к производству, транспорт и, таким образом, получать право на продажу готовой продукции на мировом рынке. Кроме того они должны были платить фирмам своего рода пошлину за само производство товаров. Такая система могла действовать только в условиях свободного оборота внутренней валюты, которая должна была привести в движение платежную систему и установить цены. Однако не существовало какого-либо государственного механизма, который позволил бы это реализовать.
Плановики из КГБ выбрали амбициозную, но рискованную систему. Они наладили сотрудничество с малыми и рассеянными по стране бандами, которые были призваны создать экономику, 'параллельную' государственной. Были открыты широкие ворота для массового оттока рублей на мировые рынки, чтобы на продаваемые по дешевке рубли покупать свободно конвертируемую валюту и, таким образом, привести в действие так называемую рублевую помпу в самой России.
Для денежного оборота с заграницей был создан банк 'Менатеп' и другие т. н. новые банки. Ими руководили молодые люди, которым было поручены денежные трансферы. После неудачной попытки переворота против Горбачева КГБ пришлось скрывать свою деятельность. Поэтому было выбрано несколько молодых талантливых людей, чтобы они действовали от имени фирмы. Среди них оказался Михаил Борисович Ходорковский. В 1992-1998 гг. банк Ходорковского ('Менатеп') проводил все основные трансферы денег в Россию и из России. Управляемый и контролируемый людьми из разведки, 'Менатеп' также оказывал помощь организованным преступным группировкам, предоставляя им полномочия, ранее зарезервированные за государством. Поначалу молодые банкиры из 'Менатепа' оказывали финансовые услуги мафиозным кланам из Солнцево, Любярского [Люберец? - прим. пер.], Уралмаша и Измайлово. Через гангстера и финансиста Семена Могилевича 'Менатеп' перекачивал валюту и размещал капитал сначала в Венгрии, а потом в США. Этот же банк осуществлял обмен валюты для Григория Лучанского из 'Нордекса' и переводил огромные суммы в американские банки. Все, что делал Ходорковский, направлялось и контролировались теми же людьми, которые позже атаковали его и бросили в лагеря. 'Чекисты' присутствовали на всех уровнях управления банком 'Менатеп', а потом нефтяной компании 'ЮКОС'. 'Менатеп' был связным с невидимым правительством России.
Первой работой Владимира Путина после ухода из КГБ был надзор за торговлей металлами для петербургского мэра Собчака. Первый контракт на отправку металлов из Санкт-Петербурга подписан Владимиром Путиным, а завизирован Виктором Алексеевичем Зубковым, нынешним премьер-министром России. Когда система начала работать, а металлы и нефть добывались и продавались регулярно, созданные для этого фирмы удержали часть прибыли. Так были заложены основы российского капитализма. Постепенно Россия становилась все более независимой от мафии. А также западных капиталистов. Россияне вернули рубли в страну и на многих уровнях приватизации реинвестировали их.
Последствия 'вампирского коммунизма' сильнее всего ударили по соседям России, особенно, в торговле энергоносителями - нефтью, углем и газом. Украина - по-прежнему жертва манипуляций 'силовиков', а Литва потеряла поставки нефти на свой главный НПЗ в Мажейкяе. Таллинский порт, где недавно был построен современный угольный терминал, был вынужден отдать приоритет Риге, через которую в настоящее время идет экспорт российского угля. Под конец второго срока Путина давление и маневры ужесточились, равно как и войны между группами 'силовиков'.
Войны кланов
Путин пытается гасить конфликты между кланами. Он воспользовался торжествами в Кремле по случаю своей 55-ой годовщины для того, чтобы пригласить самых выдающихся 'силовиков' из разных групп и показать корпоративное единство правителей России. Теперь Путин продвигает новый клан, возглавляемый премьером Виктором Зубковым и его зятем, министром обороны Анатолием Сердюковым, который никогда не принадлежал к 'братству чекистов', а имеет солидную базу в бюрократической системе: налоговых службах и секторе финансового контроля. Однако трудно успокоить враждующие фракции, которые уже не в силах скрыть свои споры. Информация об аферах, арестах, убийствах и покушениях попадает в СМИ. Борьба за власть в России может еще больше обостриться в 2008 г., когда закончится второй и, по конституции, последний срок президента. Согласно одной из версий, соперничающие лагеря уже занимают позиции, предвидя, что Путин не будет играть роль арбитра. Как написал известный политический аналитик Станислав Белковский, 'внутриэлитные войны вышли на поверхность. Не все считают, что Путин стопроцентно останется у власти, хотя в настоящее время он пытается поддержать равновесие между воюющими фракциями'. 18 октября 2007 г. Путин заявил журналистам, что политическая система России должна в ближайшие 15-20 лет управляться в ручном режиме. Это высказывание подтверждает решения и усилия президента, а также генеральный план 'силовиков', предусматривающий развитие в России авторитарного капитализма, находящегося под господством государственного аппарата, при жесткой политике в отношении Запада.
Несмотря на собственную мощь, 'силовикам' пришлось заключить союз. Они вступили в альянс с огромным классом государственных бюрократов в форме так называемой партии власти: 'Единой России', победившей на недавних выборах. Для того, чтобы сохранить контроль над бюрократией, люди из спецслужб пользуются проверенным методом выборочных репрессий и запугивают государственных чиновников различных уровней - от глав департаментов до губернаторов 49 областей.
Тихая контрреволюция
Кланы 'силовиков' пользуются и плодами преступной деятельности. По некоторым оценкам, до 30 процентов российской экономики находится под контролем организованных преступных группировок, а российские мафиози тратят значительную часть нелегально полученного капитала на взятки правоохранительным органам. Даже Путин в 2006 г. открыто признал, что 'наши правоохранительные органы совершенно коррумпированы'. При помощи таких союзников и манипулируя другими силами современной России, 'силовики' Путина сумели получить контроль над страной и даже обрести определенную популярность среди населения. Им помогло накопленное несметное богатство, источником которого является глобальный рост цен на энергоносители. Богатство помогло им провести популистские программы и даже повысить уровень жизни россиян.
Виктор Ясман с радио 'Свобода' подчеркивает, что подлинным секретом 'силовиков' является умелое и целенаправленное применение 'мягкого влияния'. Итальянский теоретик политики Антонио Грамши писал, что правящие классы России обеспечивают себе власть над подданными не только путем насилия, но и выстраиванием 'культурной гегемонии' над национальным сознанием. За последнее десятилетие 'силовики' дали практически хрестоматийный пример реализации этой абстрактной идеи. В России они провели 'тихую культурную революцию', которая принесла потрясающие результаты. Они систематически компрометировали и обесценивали либеральные ценности, стандарты и демократические институты, пользовавшиеся массовой поддержкой россиян в начале 90-х годов. Этим целям служили репрессии и убийства журналистов и политиков, враждебно относящихся к их взглядам. Несмотря на это, им удалось промыть мозги немалой части молодежи, которая мало что помнит из времен Советского Союза. Молодежь убеждают в том, что именно 'силовики' контролируют доступ к рабочим местам, к профессиональной карьере и успеху в бизнесе и на государственной службе.
Плащ Дракулы
Прочна ли создаваемая людьми из спецслужб модель будущего России? Необязательно. Способность 'силовиков' сосредоточивать в своих руках власть и влияние связана, главным образом, с высокими в настоящее время ценами на энергоносители. Их система располагает массой свободных наличных. Но то, что такие огромные ресурсы остаются в руках 'силовиков', является и величайшим пороком системы, поскольку отсутствует координация наиболее эффективного распоряжения наличными. Российская инфраструктура (железные и автомобильные дороги, трубопроводы) требует немедленных инвестиций. Между тем, 'силовики' не хотят тратить деньги 'впустую'. Россия переживает острый демографический кризис, и трудно найти квалифицированную рабочую силу на транспорте и в обрабатывающей промышленности. Просто не хватает людей. Даже если бы россияне захотели потратить деньги, скажем, на ремонт протекающих нефтепроводов на Кольском полуострове, то будет трудно найти специалистов и рабочих, которые могли бы это сделать.
Традиционная российская ксенофобия мешает принимать иностранных рабочих, а без этого не произойдет существенных изменений в инфраструктуре страны. Зарубежные фирмы, располагающие самыми современными технологиями, неохотно идут на сотрудничество при добыче нефти в суровых климатических условиях. Из-за враждебного отношения российских 'нефтяных вампиров' к западным нефтяным фирмам сотрудничество с ними выглядит малопривлекательным. Дела в российской экономике идут не так хорошо, как это представляют, несмотря на высокие цены на нефть и газ. Уровень инфляции составляет не 8, а 11-11,5 процентов. Ее подстегивают высокие цены на продовольствие. Социологические исследования подтверждают, что почти 60 процентов российских семей тратит более половины своих доходов на еду, что делает инфляцию еще более мучительной для бедных. Несмотря на умелое использование политических технологий командой Путина, созданная им система власти уже исчерпала свой стабилизирующий потенциал, и ей грозит кризис - так же, как 25 лет назад брежневский застой стал началом конца советской эпохи. Ключевой вопрос о будущем России заключается не в том, справится ли нынешний режим с грядущим экономическим и общественным штормом, а в том, какое потрясение спровоцирует его крах.
Фракции 'силовиков' ведут войну за то, кто придет на место Путина: войну, которая становится все ожесточеннее по мере приближения президентских выборов, намеченных на март 2008 г. Фракции спецслужб стартовали неплохо, восстановив советскую систему контроля и вернув слепой патриотизм, который заменяет россиянам хорошую еду, удобное жилье, здравоохранение и свободу слова - все то, чего они ожидали после отказа от коммунизма. Они не рассчитывали на то, что вернутся 'вампиры', и будет установлен 'вампирский коммунизм' (который теперь называется капитализмом), ни на то, что 'валашский боярин', как Маркс называл Влада Дракулу, раскроет в России свой черный плащ над слабым огоньком надежды.
Г. Буш - американский политолог и бизнесмен, консультант правительства и корпораций, в 1990-е годы участвовал в приватизации российской промышленности
________________________________
Империализм без империи ("Wprost", Польша)
Быть союзником Америки - в интересах самой Варшавы ("The Financial Times", Великобритания)
Дуче из Кремля ("Wprost", Польша)
Большая авантюра Первой Речи Посполитой ("Tygodnik Powszechny", Польша)
'Польский катехизис' или Почему Путин не доверяет полякам? ("Rzeczpospolita", Польша)
Рышард Терлецкий: Черная дыра на месте советской империи ("Rzeczpospolita", Польша)
Путин ведет себя как царица Екатерина II - демонстративно пренебрегает Польшей ("Wprost", Польша)