Я часто пишу о скандалах с глобальной бедностью и о болезнях, которые можно предотвратить.
Но кризис будущего - это кризис благосостояния.
В 1975 году около 2,5 миллиарда человек находилось на 'среднем уровне человеческого благосостояния', имея предметы первой необходимости для жизни. Сегодня, по подсчетам Организации Объединенных Наций, эта цифра превышает 4 миллиарда.
Мир во многих отношениях стал таким, каким мы хотели его видеть. Одной из четырех основополагающих свобод Франклина Рузвельта была 'свобода от нужды : во всем мире'. И мы подошли к этой цели гораздо ближе, чем многие могли предположить. На протяжении почти всей истории бедность, нищета и ранняя смертность были практически повсеместным явлением, за исключением королевских дворов. Это было неотъемлемым явлением повседневной жизни, которое оправдывали, называя естественным порядком вещей. А сегодня более 2 миллиардов человек в одном только Китае с Индией становятся активными потребителями, запросы которых все увеличиваются.
В приступах ненависти к собственному благополучию люди часто вспоминают о том, что в Америке проживает всего 5 процентов населения планеты, а она потребляет 30 процентов общемировых ресурсов. Но такое сравнение истолковывается неверно. Остальной мир потребляет недостаточно по той причине, что слишком большое количество людей живет в бедности. Теперь ситуация меняется, поскольку Азия покупает нефть, автомобили и кондиционеры - и мы должны радоваться подобным переменам.
Но такие морально-нравственные достижения создают напряженность и свои собственные проблемы.
Постоянно увеличивающееся многомиллиардное население хочет лучше питаться, а это значит, что люди хотят есть больше мяса. По одной из оценок, среднегодовое потребление мяса в Китае увеличилось с 44 фунтов в 1985 году до 110 фунтов в настоящее время. А для производства мяса необходимо большое количество зерна. На один фунт говядины уходит более 8 фунтов зерновых. В то же время, фермеры во все большем количестве выращивают сельскохозяйственные культуры для производства биотоплива. Поэтому, несмотря на увеличение производства продуктов питания во всем мире цены на них быстро растут, что вызывает беспорядки и выступления протеста населения в самых разных уголках планеты - от Мексики до Узбекистана и Сенегала.
Постоянно увеличивающееся многомиллиардное население хочет получать чистую воду для душа, посудомоечных и стиральных машин. А это создает нехватку подпочвенных вод во многих районах мира. Мехико и Шанхай выкачивают так много воды из-под земли, что эти города начинают буквально проседать. Эксперт по экологии Китая Элизабет Экономи (Elizabeth Economy) заметила недавно на страницах журнала Foreign Affairs, что 'две трети из 660 китайских городов имеют меньше воды, чем необходимо, а в 110 из них ощущается ее острая нехватка'.
Кроме того, постоянно увеличивающееся многомиллиардное население потребляет огромное количество энергии, что вызывает вполне очевидные тенденции в добыче энергоресурсов. Политики порой обвиняют нефтяные компании в том, что они заставляют нас платить по 3 доллара за галлон бензина (примерно 20 рублей за литр - прим. перев.). Но нынешнее увеличение цен вызвано в основном застоем в росте нефтедобычи и появлением сотен миллионов новых автомашин на дорогах Азии. Это не временный ценовой скачок, это долговременный итог глобального благосостояния.
Чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности в электричестве, Китай строит каждую неделю примерно одну электростанцию, работающую на угле. Он также стал обладателем целого ряда рекордов в области экологии. Китай самый крупный в мире производитель двуокиси углерода, самый крупный источник загрязнения Тихого океана, самый крупный импортер нелегально ввозимой сырой древесины. По данным Агентства по защите окружающей среды, в отдельные дни до 25 процентов твердых частиц, находящихся в воздухе над Лос-Анджелесом, поступает из Китая.
Говоря, среди прочего, о глобальном потеплении, многие активисты-экологи надеются на то, что решить проблему смогут драконовские меры государственного регулирования. Не смогут. Европейцы и японцы с огромным трудом добиваются даже самых скромных показателей в области снижения выбросов парниковых газов. И если Америка введет свои собственные ограничения на углеродные выбросы, непосредственный эффект от этого вряд ли будет значительным. Согласно одному прогнозу, предложения Либермана-Уорнера о квотах на выбросы (законопроект Либермана-Уорнера, предусматривающий сокращение выбросов парникового газа и торговлю квотами на такие выбросы - прим. перев.) приведут всего к 1-процентному снижению таких выбросов парниковых газов в общемировом масштабе.
А заставить ограничить свое базирующееся на сжигании угля благосостояние такие страны, как Китай и Индия, будет еще труднее. Ведь совершенно несправедливо то, что развитые страны, которые на протяжении целого столетия осуществляли свою промышленную революцию безо всякого контроля, сейчас начинают читать нотации миллиардам о их 'грязном' развитии. 'Большая часть экологических проблем, - говорит Грег Истербрук (Gregg Easterbrook) из Института Брукингса (Brookings Institution), - вызвана ростом населения и развитием прогресса. И что из этого вы предлагаете запретить?'
Либералы должны понять, что ответ со временем даст технология: этанол, производимый из непродовольственного сырья, радикальное увеличение КПД автомобилей и сжигающие уголь электростанции, которые собирают и хранят производимый ими углерод.
Консерваторы же должны понять, что существует связь между разумными регулирующими нормами и развитием технологий. Сегодня те, кто осуществляют углеродные выбросы, не несут денежное наказание. Система квот на выбросы, торговля этими квотами и налоги на углерод дадут предприятиям и компаниям финансовый стимул для изобретения новых методов улавливания углерода. А эти новые технологии можно будет затем передавать Китаю и Индии.
Оказывается, жить в обстановке глобального благосостояния довольно трудно. Но постоянно растущее многомиллиардное население скорее согласится обратиться к решению этих проблем, нежели столкнуться с перспективой нескончаемой бедности. Для них, а также для нас кризис благосостояния постоянно нарастает. Однако это все же лучше, чем вторая альтернатива.
____________________________________________________________
Нелиберальный капитализм: Россия и Китай идут своим курсом ("The Financial Times", Великобритания)
Американские потребители - новые революционеры Китая ("Los Angeles Times", США)