Это является еще одним гигантским шагом для всего человечества: Китай стал третьей страной, способной посылать человека в космос.
В рамках космической программы Китая уже были совершены два пилотируемых полета, а в конце этого года Китай планирует направить в космос еще один экипаж из трех человек. С ноября прошлого года на орбите Луны находится китайский спутник "Чанъэ-1", который собирает данные о лунной поверхности и атмосфере.
К сожалению, администрация Буша препятствует любым усилиям, направленным на сотрудничество с Китаем в космосе. Один высокопоставленный представитель НАСА, говоря о данной ситуации, отметил, что "мнения в Вашингтоне относительно того, движемся ли мы слишком быстро или же слишком медленно, сильно расходятся". Оправданные опасения относительно военных усилий Китая в космосе привели к тому, что американская администрация стала предпринимать некоторые действия, направленные против гражданской космической программы Китая, в результате чего Соединенные Штаты лишь проигрывают.
США, например, отказались оказать помощь в запуске спутника "Чанъэ-1". Американская система космической связи, элементы которой располагаются в Калифорнии, Австралии и Испании, оказалась недоступна для китайской стороны, в результате чего связь со спутником Китаю стало обеспечивать Европейское космической агентство при помощи его сети дальней космической связи. Благодарные китайские чиновники решили поделиться с европейцами данными, добытыми этим спутником.
Кроме того, Соединенные Штаты, судя по всему, стремятся не допускать китайских космических путешественников к участию в амбициозных совместных проектах, таких, как, например, Международная космическая станция.
У США есть основания для подозрительного отношения к космическим устремлениям Китая. В результате успешного испытания Китаем противоспутниковой ракеты, проведенного год назад, в космосе образовалось облако из более чем 40000 обломков, которое будет находиться на орбите Земли еще много лет. Подобное отношение к такому ценному ресурсу, которым является околоземное космическое пространство, демонстрирует всю воинственность китайских органов военного планирования. Однако у двух стран все еще имеется достаточное пространство для сотрудничества, и одной из таких областей является космическая станция. Соединенные Штаты, которые намереваются поддерживать борющуюся с проблемами станцию и готовятся к завершению эпохи своих космических челноков, не должны упускать эту возможность.
Нам удалось, к счастью, избежать этой ошибки в 1990-е годы, во время споров о том, стоит ли предоставлять России доступ к станции, которая в то время называлась космическая станция "Свобода". Противники данного шага говорили об опасениях относительно передачи технологий, неясных политических мотивах и о стоимости включения России в данную космическую программу. Те же самые вопросы сейчас возникают и в отношении Китая.
Однако администрация Клинтона решила сотрудничать с Россией, и данное решение оказалось правильным. Когда после катастрофы челнока "Колумбия" была приостановлена эксплуатация американских космических кораблей многоразового использования - которые были и остаются единственным имеющимся у НАСА средством доступа к космической станции - российские корабли оказали огромную помощь. Если бы не было помощи России, невозможность использовать шаттлы привела бы к потере космической станции, на которую были потрачены миллиарды долларов, и, возможно, к прекращению американской программы полетов человека в космос. А теперь подобным партнером для Соединенных Штатов может стать и Китай.
Участие Китая может устранить нашу полную зависимость от России в доступе на космическую станцию, которая наступит в 2010 году, когда прекратится эксплуатация шаттлов. Сотрудничество, которое расширит количество имеющихся вариантов доступа на низкие орбиты Земли, поможет нам и в достижении другой нашей цели - в возвращении на Луну. Также в рамках данного сотрудничества будет возможно вести откровенные дискуссии по стратегическим космическим вопросам - таким, как испытание Китаем противоспутниковой ракеты в прошлом году. Однако более важно то, что у Соединенных Штатов вместо космического конкурента появится космический партнер.
Управляющий НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin), имеющий некоторое представление о технологическом развитии, поразил в сентябре прошлого года космическую отрасль США, предсказав, что Китай попадет на Луну раньше, чем туда вернется НАСА. Будет лучше, если Китай будет стремиться к достижению своей цели в рамках программы, которая будет полезна и для США.
Имеются и серьезные финансовые мотивы. Стоимость программы создания и обслуживания космической станции достигла уже 90 миллиардов долларов США и продолжает расти. Если кто-то хочет помочь в оплате, мы не должны отказываться!
Хотят ли китайцы присоединиться к этой программе? Некоторые шаги Китая, такие как покупка такой же системы стыковки, которой пользуются США и Россия, показывают что да. Недавно китайский вице-министр по науке и технологиям Ли Сюэюн (Li Xueyong) сказал, что Китай искренне хочет сотрудничать с Соединенными Штатами ... и присоединиться к проекту Международной космической станции, в котором уже участвуют 16 стран".
Включение Китая в крупнейшую совместную техническую программу на Земле - вернее, за ее пределами - это не политический прием. Это может решить многие важные вопросы деятельности в космосе. Позволив Китаю присоединиться к другим странам в эксплуатации космической станции позволит администрации Буша, заканчивающей вскоре свою деятельность, оставить после себя достойное внешнеполитическое наследие.
Джеффри Мэнбер - генеральный директор компании MirCorp, арендовавшей космическую станцию "Мир" на коммерческой основе. В настоящее время он пишет книгу о политике коммерческой деятельности в космосе.
___________________________________________________________
Мрачный триумф Китая ("Los Angeles Times", США)
Что стоит за азиатской "лунной гонкой"? ("Christian Science Monitor", США)