Вокруг отделения Британского совета в Санкт-Петербурге разворачивается очередной виток российско-британского дипломатического скандала: его глава задержан по обвинению в вождении автомобиля в пьяном виде. Кроме того, вчера в разбирательство включилась российская служба безопасности, наследница КГБ.
Стивен Киннок (Stephen Kinnock), сын лорда Киннока, бывшего лидера Лейбористской партии и председателя всего Британского совета, был остановлен дорожной полицией этого российского города в 11.30 вечера во вторник. Полиция сначала следовала за ним некоторое время, а затем обвинила его в том, что он ехал во встречном направлении по улице с односторонним движением. Как пишет российское информационное агентство 'Интерфакс', полицейские заметили в его дыхании 'сильный запах алкоголя'. Его задержали на час, затем отпустили.
Неизвестно, насколько обоснованы обвинения против Киннока: пройти освидетельствование на алкоголь, как того требует международная конвенция, он отказался. Тем не менее, подозрительным представляется само время ареста: очень уж оно совпадает с кульминацией дипломатических трений между двумя странами, последовавшими за решением Великобритании не подчиниться указанию Москвы о закрытии двух якобы незаконно работающих отделений Британского совета в России. Ведь против представителей Грузии, когда разразился скандал между Москвой и этой прозападной бывшей советской республикой, Россия использовала точно такую же тактику.
Когда оказалось, что ФСБ, наследница КГБ, вызывала на допрос российских граждан, работавших в санкт-петербургском и екатеринбургском отделениях Совета, министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) предупредил Москву: 'Любое запугивание или преследование официальных представителей абсолютно неприемлемо'. Вчера из-за вызова сотрудников в ФСБ отделение в Санкт-Петербурге было 'временно' закрыто. Во вторник вечером к некоторым из сотрудников домой также наведывались представители Министерства внутренних дел.
Посол России в Великобритании Юрий Федотов был вызван главой британской дипломатии в Форин-офис, где Милибэнд официально отверг все обвинения в адрес Британского совета и призвал российские власти не подвергать угрозе культурные связи между двумя странами. Представительница Совета, в свою очередь, заявила:
- Наша главная задача - обеспечить безопасность и спокойствие наших российских и британских сотрудников, поэтому мы очень обеспокоены обоими произошедшими инцидентами.
Британские дипломаты не могут понять, почему Россия взяла курс на эскалацию кризиса, причем именно в отношении Британского совета, культурного агентства британского посольства, в отделениях которого в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве каждый год приходит по 1,4 миллиона российских граждан. Для подтверждения своих претензий Россия могла бы спокойно обратиться в суд, однако она этого не сделала.
- От любых нападок на Британский совет пострадают только граждане России, желающие воспользоваться его услугами, . . . а также репутация российского правительства, - заявил Милибэнд. - Я очень надеюсь, что у российского правительства еще есть время на то, чтобы найти способ сохранить очень важную культурную работу, которая идет между нашими двумя странами.
Великобритания считает, что в нынешнем кризисе, начавшемся после убийства Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году с помощью радиоактивного яда, Россия лишь вредит своей репутации. Власти Соединенного Королевства уже долгое время пытаются добиться выдачи Москвой главного подозреваемого в этом убийстве - бывшего агента КГБ Андрея Лугового, которого Москва выдавать отказывается. После этого отношения стабильно шли на ухудшение: летом прошлого года страны обменялись высылкой дипломатов. Однако пока что кризисом никак не затронуты бурно развивающиеся деловые отношения между компаниями двух стран.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров не делает секрета из того, что решение о закрытии отделений Британского совета, принятое в конце прошлого года, связано с делом Литвиненко.
Британский совет обвинили в неуплате налогов и в деятельности, для которой не осталось законных оснований после того, как истек срок действия конвенции, на основании которой он работал ранее. После убийства Литвиненко Великобритания прервала переговоры по возобновлению договора, подписанного еще в 1994 году. Представители Великобритании заявляют, что договор 1994 года сохраняет силу до тех пор, пока не принят документ, его заменяющий.
Также британские власти заявляют, что не намерены выступать с ответными действиями, так как в споре, где затронуты культурные связи, это может нанести вред простым гражданам России.
Энн Пенкет - редактор дипломатического отдела газеты The Independent.
_________________________________________
'Сейчас у нас действительно кризис', - говорит представитель России в Лондоне, покидая МИД Великобритании ("The Guardian", Великобритания)
Россия говорит, что Британия ведет себя как колониальная владычица ("The Times", Великобритания)
Склока с Россией из-за Британского совета не должна превратиться в большую драку ("The Times", Великобритания)