Не маячит ли на горизонте новая 'холодная война'? Более чем через пятнадцать лет после распада Советского Союза мысль о том, что нам нужно вновь тревожиться из-за России, кажется анахроничной, смешной и истеричной. Однако то, что говорят в СМИ и политических кругах Вашингтона, до боли напоминает происходившее в 1985 г: Чем закончится московская борьба кланов за власть? Что на уме у Путина? Кто такой Медведев: реформатор или оппортунист?
Рассматривать внутренние российские махинации - не то же самое, что вглядываться в хрустальный шар, но, тем не менее, представление о том, опускается ли над Москвой новый 'железный занавес', получить можно. Вопреки популярному мнению, сегодняшняя Российская Федерация - несмотря на всю свою схожесть с Советским Союзом - не является тоталитарной. Хотя выборы в России нельзя назвать ни свободными, ни даже отдаленно напоминающими справедливые, в большинстве регионов сам процесс голосования проходит относительно нормально. Хотя российские СМИ находятся под открытым или скрытым контролем Кремля, явная цензура является редкостью, а аналитики могут публично излагать свои концепции будущего России. Хотя власти пристально следят за гражданскими и политическими группами, они могут развиваться без особых препятствий - пока не представляют угрозу существующему режиму. Высокие цены на энергоносители дают Путину и его окружению значительную автономию, но не ликвидируют факторы, ограничивающие Кремль в его действиях: стабильность режима является отражением его популярности. В настоящее время российская система представляет собой гибрид - она не является ни полностью авторитарной, ни всерьез демократической; она активно манипулирует общественным мнением, но также в высшей степени зависит от него.
Однако гораздо тревожнее то, что та небольшая доза свободы самовыражения, которую терпит режим, свидетельствует о силе радикальных настроений среди российского населения. А российский истеблишмент после многолетней антизападной пропаганды тоже принял параноидальное мировоззрение. Ведущие московские телеканалы и радиостанции, влиятельные газеты и политики распространяют мысль о том, что все проблемы России имеют зарубежное происхождение. Об этом можно услышать на популярных ток-шоу, политических собраниях и научных конференциях: обычно вина возлагается на Соединенные Штаты, МВФ и НАТО, и заявляется, что они, по крайней мере, косвенно, несут ответственность за ту или иную проблему России - неудачи в экономике, потерю международного влияния, культурную деградацию, социальные трудности - список можно продолжить. Так или иначе, amerikantsy и их 'агенты влияния' в Москве виноваты в распаде Советского Союза и всех последовавших за них экономических проблемах. Расчленение Югославии, 'оранжевая революция' в Киеве, ухудшение российско-грузинских отношений, унижение России Эстонией - кто, как не Брюссель и Вашингтон, несет ответственность за это?
До недавних пор подобные рассуждения в духе теории заговоров вызывали на Западе изумление и сдавленные смешки. Все изменилось в феврале 2007 г.: антиамериканской речью Путина на мюнхенской конференции по безопасности началась целая серия подобных открытых обвинений, продолжавшихся весь год. По мнению Путина (и всего незападного мира) главный вызов современности заключается в том, чтобы ограничить различные махинации неоимпериалистических Соединенных Штатов. В представлении Москвы возглавляемый Америкой Запад стремится свести на нет независимость, суверенитет и особый характер незападных цивилизаций, не последней из которых является Россия. В этом процессе так называемые неправительственные организации и демократические движения - не более, чем 'пятые колонны', фронты продвижения национальных интересов единственной оставшейся сверхдержавы. В конечном итоге, не так важно, верит ли сам Кремль в эту историю - такие обвинения стали в общественной жизни России рутинными. Они ежедневно воспроизводятся в СМИ, звучат на занятиях в школах и университетах, разрабатываются в научных исследованиях; они заняли свое место в национальной идентичности постсоветской России. Каждый год газеты, издательства и аналитические центры устраивают новые причудливые атаки на Соединенные Штаты и Запад, все больше напоминающие советскую пропаганду, хотя и отличающиеся большей утонченностью.
Пока еще неясно, как обратить или даже остановить эту тенденцию. Страх вызывает то, что антизападные настроения в России могут выйти из-под контроля Кремля. Ряд фанатичных идеологов уже вошел в политический истеблишмент России. Возьмите Александра Дугина, политического комментатора, который мало известен на Западе, но играет важную роль в общественной и интеллектуальной жизни России. Ярый противник Америки, Дугин в 1990-е открыто восхвалял третий рейх, СС и фашизм вообще. Тем не менее, в 'Международном евразийском движении' официально состоят, в частности, министр культуры России (Александр Соколов), заместитель председателя Совета Федерации (верхней палаты российского парламента) Александр Торшин и советник президента Асламбек Аслаханов. Не далее как в 2006 г. Дугин восхвалял идеи Грегора и Отто Штрассеров - двух немцев, которые в 1920-е гг. помогали Гитлеру в строительстве нацистской партии. Однако, несмотря на такие заявления, Дугин стал уважаемым участником политических ток-шоу в прайм-тайм; некоторые из его многочисленных работ используются в качестве учебников в российских школах и университетах.
Теперь обращение Путина к теориям заговоров дало Дугину и ему подобным мощный толчок: их идеи одобрены самым популярным человеком в России и вошли в культурный мейнстрим. Президент публично осуждает американскую внешнюю политику, говорит, что российские либералы 'шакалят у иностранных посольств' и советует Западу 'не совать нос' во внутренние дела России. Это практически то же самое, что московские 'ультрас' говорят с начала девяностых. Если популяризация манихейских взглядов московских радикалов в российском обществе будет беспрепятственно продолжаться, то рано или поздно мы окажемся вовлечены в новую 'холодную войну'.
Д-р Андреас Умланд читает лекции в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, редактирует серию книг 'Россия и политика и общество на постсоветском пространстве' (www.ibidem-verlag.de/spps.html), а также составляет выходящий раз в две недели 'Бюллетень по русскому национализму' (groups.yahoo.com/group/russian_nationalism/).
____________________________________________
Нам нужна новая 'холодная война' ("The Boston Globe", США)
'Холодная война' Путина ("The Wall Street Journal", США)