Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
JАТ летит к тендеру

В настоящих момент в Европе нет желающих стать совладельцем сербской авиакомпании

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тендер по приватизации сербской авиакомпании JАТ ("Югославский авиатранспорт"), как и планировалось, будет проходить в марте или апреле, но государство еще не решило, по какой модели сербский национальный авиаперевозчик получит совладельца. Наибольшую заинтересованность в приватизации JАТ проявил российский авиаперевозчик "Аэрофлот", генеральный директор которого Валерий Окулов лично сообщил об этом интересе премьеру Сербии Воиславу Коштунице

Тендер по приватизации сербской авиакомпании JАТ ("Югославский авиатранспорт"), как и планировалось, будет проходить в марте или апреле, но государство еще не решило, по какой модели сербский национальный авиаперевозчик получит совладельца. Как стало известно из неофициальных источников, существуют две возможности. Первая предусматривает продажу 49 процентов акций JАТ, которые предоставили бы покупателю право финансового управления компанией. Другой вариант открывает двери и покупателям из-за пределов Евросоюза. Он подразумевает продажу 51 процента акций, 49% из них покупатель может зарегистрировать на свое имя, а остальные два процента - на свою компанию, зарегистрированную в Сербии или Европе.

Этот вариант, очевидно, советник по приватизации Ротшильд имел в виду, зная, что наибольшую заинтересованность в приватизации JАТ проявил российский авиаперевозчик "Аэрофлот", генеральный директор которого Валерий Окулов лично сообщил об этом интересе премьеру Сербии Воиславу Коштунице.

Эта компания уже предложила программу, предусматривающую приобретение современных самолетов, с которыми бы JАТ могла бы претендовать на место регионального лидера авиаперевозок.

Модель "49 плюс два процента" имеет пока неофициальную поддержку, так как она предлагает решение проблем, касающихся желания Евросоюза видеть в качестве покупателя JАТ европейскую компанию. Европа имеет в виду, что Сербии в этом году следует ратифицировать соглашение о совместном авиационном пространстве или открытом небе, по которому внутри границ ЕС все европейские авиаперевозчики и авиакомпании стран, претендующих на членство в Евросоюзе, могли бы осуществлять полеты без каких-либо территориальных ограничений.

Несмотря на то, что Сербия еще не ратифицировала соглашение об открытом небе, она не обязана слепо его придерживаться, но рекомендация, а, можно сказать, что и предупреждение Европы, конечно, не особенно приятно. Однако если покупатель JАТ, находящийся за пределами Европы, зарегистрирует решающий пакет двух процентов в Сербии, проблемы больше не будет.

Помимо 'Аэрофлота', заинтересованность в покупке JАТ выразила и британская Icelandair, хотя в JАТ поговаривают, что перспектива стать совладельцем сербского национального авиаперевозчика этой компании практически не рассматривается. Если говорить о других возможных кандидатах на участие в тендере, было бы неплохо, если бы в нем приняла участие и Air India, которая предлагала сербской компании в начале прошлого года серьезное стратегическое партнерство. Индусы также планировали закупку новых самолетов, наряду с возможностью открытия в Белграде своего европейского представительства. Air India имеет огромный потенциал, так как авиаперевозки в этой стране развиваются с невероятной скоростью. В настоящих момент в Европе нет желающих стать совладельцем сербской авиакомпании. Так, например, французская компания Air France купил голландскую KLM, а British Airways в первую очередь заинтересована в международных перевозках.

JAT будет продана без долгов (209 миллионов долларов Парижскому и Лондонскому клубам), с флотом из 16 самолетов, имеющих средний возраст 18-19 лет. Авиакомпания обслуживает немногим более половины авиарынка в Сербии, и в прошлом году перевезла 1,3 миллиона пассажиров.

Но стоит отметить, что национальная авиакомпания обременена договором с авиаконцерном Airbus, которому она весной 1998 года заказала восемь самолетов, стоимостью 580 миллионов долларов. Договор вступил в силу после уплаты аванса в 23,5 миллиона долларов. Предложения и требования JAT отказаться от этой сделки Airbus не пожелал услышать и начислял проценты, вместе с которыми сумма договора достигла 700 миллионов долларов. Принимая во внимание тот факт, что во время подписания договора с Airbus гарантии по договору дала Сербия как владелец JAT, в данный момент неизвестно, как поступит будущий совладелец с этим заказом. Airbus, скорее всего, предпримет определенные меры, в случае, если ?АТ закупит новые самолеты у другого производителя.

___________________________________

Окупается ли поддержка Сербии Москвой? ("The Wall Street Journal", США)

Россия не боится тендера по приватизации концерна 'Нафта Индустрия Сербии' ("Politika", Сербия)

Русские хотят нефтяную индустрию ("Vecernje Novosti", Сербия)