Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самыми суровыми были советские пограничники. Они стояли в начале и в конце нашего вагона в горнолыжных очках, присматривая за тем, чтобы никто не выскочил и не заскочил на ходу или чего-нибудь не выбросил и не подбросил. Венгерский, румынский и болгарский пограничный контроль были не такими жесткими, но тоже не из разряда приятных

Статья опубликована 24 декабря 2007 года

______________________________________

Пить шампанское мне не позволяет мысль о том, что граница Польши с Россией, Беларусью и Украиной после нашего вступления в Шенген не только не изменится к лучшему, но и еще больше уподобится границам прошлого.

Хлопнули пробки шампанского. В 'турошовском мешке' на стыке границ Польши, Чехии и Германии премьер-министр Дональд Туск отмечал вступление Польши в шенгенскую зону. Президент Лех Качиньский отмечал это же событие в Будзиске на границе Польши с Литвой. Начиная с пятницы [21 декабря - прим. пер.] границы Польши со странами ЕС существуют только на карте.

Мои дети, если они не поедут за пределы ЕС, не будут знать, что такое граница с ее старыми атрибутами - шлагбаумом, колючей проволокой, полосой вспаханной земли, пограничными вышками, прожекторами, прочесывающими приграничную территорию, таможенниками, роющимися в багаже. Такой я запомнил границу, когда ребенком, в последние годы ПНР, ехал с родителями на поезде в Болгарию.

Самыми суровыми были советские пограничники. Они стояли в начале и в конце нашего вагона в горнолыжных очках, присматривая за тем, чтобы никто не выскочил и не заскочил на ходу или чего-нибудь не выбросил и не подбросил. Венгерский, румынский и болгарский пограничный контроль были не такими жесткими, но тоже не из разряда приятных.

В 90-е годы западную границу Польши можно было пересекать без виз. Однако случалось, что немецкий Grenzschutz вел себя бесцеремонно, задавая унизительные вопросы о деньгах или цели приезда. Словацкие пограничники тоже бывали нелюбезны. Со временем пересечение границы, хотя и требовало предъявления паспорта, стало формальностью, не вызывающей эмоций. После вступления Польши в ЕС случалось так, что пограничники даже не хотели смотреть в паспорта, хотя мы были еще не в Шенгене.

Печаль на Востоке

Вступление в Шенген стало завершением пути, который Польша прошла за последние 18 лет. О границах в их прежнем виде я буду рассказывать у камина детям, а потом внукам, как мои бабушки и дедушки рассказывали мне о довоенной Польше.

На этом можно было бы закончить статью и начать праздновать. Но пить шампанское мне не позволяет мысль о том, что граница Польши с Россией, Беларусью и Украиной после нашего вступления в Шенген не только не изменится к лучшему, но и еще больше уподобится границам прошлого. Ведь Шенген для жителей бывшего СССР - это синоним лучшего, богатого мира, в который нельзя попасть без специального пропуска.

Визовый режим в отношении наших восточных соседей действует уже четыре года. Мы ввели визы за полгода до вступления в ЕС - таким было условие Брюсселя. Хотя они осложняли жизнь, в Киеве, Москве и Минске визу можно было получить довольно просто. Украинцы не платили за них вообще, потому что поляки, а с определенного момента и все граждане ЕС могут ездить на Днепр без виз. Белорусы и россияне платили символически - гораздо меньше, чем за визы в остальные государства ЕС, потому что Польша не была в Шенгене и имела свободу в установлении оплат.

Теперь это изменится. Ведь ценой нашего вступления в Шенген является укрепление восточной границы и введение единых визовых правил для восточных соседей - таких же, какие применяют по отношению к ним остальные страны ЕС.

Философия Шенгена такова, что лицо без четкой цели поездки не может въехать в зону. Польша последние четыре года пользовалась другими критериями. Чтобы получить визу, особенно, в приграничных консульствах, в визовой анкете было достаточно вписать 'покупки' или 'туризм'. На практике такими визами чаще всего пользовались мелкие торговцы сигаретами, бензином, алкоголем и люди, работающие в Польше нелегально. Во имя открытости в отношении Востока закрывались глаза на нелегальный промысел.

Как въехать в рай

- На самом деле, после нашего вступления в Шенген мало что изменится, - считает Анджей Ясеновский (Andrzej Jasionowski), директор консульского департамента МИД, отвечающий за процесс приведения польских дипломатических представительств в соответствие требованиям Шенгена.

Действительно ли это так? Зависит от точки зрения. Граждане государств, не являющихся членами ЕС, перед въездом в Польшу будут должны ходатайствовать о получении т.н. шенгенской визы - действительной не более трех месяцев, дающей права передвижения по всему ЕС, или национальной - действующей дольше, но разрешающей пребывание исключительно на территории ПР. Национальные визы, предназначены для лиц, работающих в Польше, учащихся, имеющих родственников - словом, тех, кто не собирается выезжать из Польши в другие страны ЕС, но нуждается в польской визе более, чем на три месяца.

Ужесточатся и критерии выдачи виз. Нужно будет точно указать цель поездки. Лицу, желающему въехать в Польшу 'просто так', путь будет закрыт. Нужно будет приглашение или достоверный документ из турфирмы о том, что оно едет в туристическую поездку.

Одной лишь цели поездки будет мало. Ходатайствующий о получении визы будет должен доказать наличие у него средств на поездку - сумма увеличилась до 100 злотых [ок. 1000 руб. - прим. пер.] на день пребывания, но минимум 500 злотых. Консул будет обязан проверить справку о доходах или выписку со счета - доселе на это смотрели сквозь пальцы. Кроме того, нужно будет приобрести страховой полис.

И что хуже всего - визы станут гораздо дороже. Украинцы и россияне заплатят за них по 35 евро, поскольку их страны подписали специальные соглашения с ЕС. Белорусы - целых 60 евро, потому что у Минска с ЕС нет такого соглашения. Национальная виза всем обойдется в 75 евро.

Эти проблемы должны сгладить соглашения об упрощенном пересечении границ, которые Польша должна подписать с соседями с Востока в течение ближайших месяцев. Процедура Шенгена допускает пересечение границ жителями приграничной полосы шириной 50 км без виз, но на основе специального разрешения. В такой полосе лежат белорусские Гродно и Брест, но уже на Украине в 50 км от границы нет ни одного крупного города.

Трудный путь белорусов

Хотя среди тех, кто должен иметь польскую визу, есть, например, и австралийцы, новые правила окажутся наиболее болезненными именно для граждан бывшего СССР. Во-первых, они беднее. Во-вторых, из 1,2 млн. виз, выдаваемых ежегодно Польшей, почти миллион получают белорусы, россияне и украинцы (последние - 600 тыс.).

- По нашим оценкам, почти треть украинцев делает себе польскую визу на всякий случай, потому что они были бесплатными, а потом они ими не пользуются. После введения оплаты эта проблема исчезнет, - говорит Ясеновский.

Допустим, эта оценка верна. Однако 400 тысячам украинцев, которые ездят в Польшу, придется приспособиться к новому способу выдачи виз.

Нужно признать, что в визовом вопросе Польша в отношении украинцев идет на всяческие уступки. 14 категорий украинцев по-прежнему будут иметь право на бесплатные визы. Польский МИД утверждает, что льготы коснутся половины украинцев. Подобные льготы есть и у граждан России, которая добилась подписания с ЕС выгодного соглашения о визах.

Однако гораздо меньшие льготы будут у белорусов. Накануне вступления Польши в Шенген с Беларусью было подписано двустороннее соглашение об упрощении визового режима, но оно гораздо менее выгодно, чем соглашения с Россией и Украиной. Это потому, что Беларусью правит диктатор. Пока это так, Беларуси не стоит рассчитывать на большее благоприятствование со стороны ЕС. Но что делать с молодежью и сочувствующими оппозиции, которые не должны быть отрезаны от контактов с Западом?

- В Беларуси решение о распространении льгот на конкретные лица, например, о бесплатной выдаче визы, будет принимать консул, у которого есть такие полномочия. Мы призываем наших сотрудников быть деликатнее, - говорит Ясеновский.

Это благородное заверение. Но, невзирая на самые лучшие побуждения сотрудников консульств, новые правила ударят, прежде всего, по рядовым людям. Бизнесмены, чиновники, туристы, студенты, которые едут в Польшу на стипендию, люди, посещающие близких, как-нибудь справятся. Хуже всего будет тем, кто едет в Польшу работать - чаще всего нелегально.

На первый взгляд это неплохо, ведь чего хорошего в нелегальной работе? Однако было бы наивностью считать, что после введения новых правил нелегальная работа исчезнет. Те, кому это важно, будут искать юридические лазейки, сообщать ложную цель поездки, вспоминать о польских корнях, о родственниках в нашей стране, а чаще всего пользоваться услугами посредников, которые могут сделать любую визу.

Визовая мафия потирает руки

Недавно мне позвонила Валя, знакомая из Львова, которая уже несколько лет подрабатывает в Польше домработницей. В декабре она вернулась в свою страну, чтобы сделать новую визу на следующий год, еще до вступления Польши в Шенген. - Мне дали на 40 дней, подруге на 30. И то хорошо. В начале января я опять буду в Варшаве.

Хотя визы для украинцев четыре года были бесплатными, Валя всегда пользовалась услугами посредника. Это ей обходилось в 30-50 долларов. Водитель микроавтобуса, на котором Валя регулярно ездит в Польшу, несколько дней назад получил польскую визу на три месяца. Она будет действовать и после нашего вступления в Шенген, хотя позволит передвигаться только в границах Польши.

Украинцы, работающие в Польше, обычно ездят в нашу страну не на поездах и автобусах, а на частных микроавтобусах. - Когда я хочу поехать в Польшу, звоню своему водителю. Назначаем срок. Он подъезжает к моему дому. По дороге мы собираем других пассажиров с района. В Варшаве он тоже привозит меня к тому месту, где я живу. Это идеально, если нужно перевезти что-то крупное. Автобусы и поезда для меня дороги, - говорит Валя.

Часто водители микроавтобусов занимаются визовым посредничеством. Желающий выехать в Польшу, дает им паспорт, а через несколько дней получает визу. Посредники делают визы 'по своим каналам'. Вероятно, через турфирмы или компании, которые высылают своих сотрудников в Польшу и прилагают к анкетам дополнительные паспорта.

Во Львове имеющий доступ к 'визовому каналу может быстро обогатиться. - За визу на три месяца и проезд до Польши я в этом году платил водителю 150 евро, - говорит Мыкола из-под Ивано-Франковска. - Вроде бы дорого, но зато на душе спокойно. Мне ничего не надо было делать. Наверняка после вступления в Шенген эта практика сохранится, но цены вырастут.

Некоторые страны ЕС легализовали услуги посредников в своих консульствах. На территории бывшего СССР их оказывает международная фирма Global, при посредничестве которой можно подавать визовые анкеты. Global следит за их правильным заполнением, инструктирует, какие нужно выполнить условия для того, чтобы получить визу. Благодаря этому у консулов меньше работы. Но за такую услугу нужно платить.

И хотя, согласно праву ЕС, лицо, ходатайствующее о получении визы, не должно платить за услуги посредников, эту норму выполняют не все страны. Французы в некоторых странах бывшего СССР включают оплату за посредничество в стоимость своей визы. После вступления в Шенген услуги посредников в своих консульствах легализовали чехи. Они уверяют, что их стоимость покроет государство, а не лицо, ходатайствующее о получении визы.

- Мы скептически относимся к посредникам. Это может осложнить индивидуальным лицам ходатайство о получении визы, потому что не каждый хочет пользоваться услугами посредника. Есть и деликатная проблема личных данных. Нельзя быть уверенным в том, что посредник будет хранить их надлежащим образом. А, например, белорусский режим может проявить большой интерес к списку лиц, обладающих шенгенскими визами, - говорит Ясеновский.

Так что Польша не будет пользоваться услугами легальных визовых посредников. Однако у ворот каждого нашего представительства кружат 'неофициальные посредники'. Часть из них - обыкновенные мошенники, но некоторым удается как-то получить визы, за что они чаще всего берут несколько десятков долларов. Теперь эта комиссия наверняка возрастет.

Как выехать на работу

И в этом вся соль. Нет такой силы, которая остановит людей с Востока перед поездками в Польшу. Способов сделать визу много. Ведь каждый поляк может пригласить к себе иностранца - достаточно сделать ему приглашение в администрации воеводы. Для его получения нужно будет документировать доходы, иногда стоимость квартиры, доказать, что ты в состоянии покрыть расходы иностранца в Польше. На основе приглашения, заверенного администрацией воеводы, консул будет обязан дать визу.

Кроме того, в Польше существуют законные основания для принятия на работу украинца. Проще всего крестьянам. Им достаточно получить в гмине [наименьшая административная единица - прим. пер.] печать на заявлении о том, что они хотят взять данное лицо на работу в свое хозяйство. На этом основании оно получит визу, дающую право на работу в Польше три месяца в течение полугода. Вскоре этот период будет продлен до полугода в течение года, потому что Польше все больше нужны работники с Востока.

Можно также попробовать легализовать украинскую домработницу, опекуна над пожилым человеком или строителя. Для этого нужна справка из местного департамента труда о том, что среди поляков нет желающих взяться за такую работу. На этом основании можно выслать приглашение, по которому лицо, нанятое на конкретную работу, получит визу.

Проблема в том, что это сложная бюрократическая процедура. Нужно стоять в очередях и платить за каждую справку. Чиновники не знают соответствующих норм, потому что они вошли в действие совсем недавно. Возможно, давление работодателей - прежде всего, из строительной отрасли - вынудит правительство сделать нормы легального приема на работу иностранцев, особенно, украинцев, более простыми и последовательными. Иначе будет дешевле заплатить посреднику, который стоит у ворот консульства, чем делать все по закону.

Однако результатом вступления Польши в Шенген не должно стать обогащение визовых мафий с Востока. В Киеве и Москве идет реклама фирм, которые обещают визу в любую страну ЕС за 3 тыс. евро. Эти фирмы утверждают, что беспокоиться ни о чем не придется. Они сделают так, что их клиент будет соответствовать всем требованиям.

Однако единственный настоящий способ борьбы с визовой мафией и другими патологиями на границах ЕС - это постепенная отмена виз для наших соседей. Польское правительство должно повторять это в Брюсселе как мантру.

________________________________

Империализм без империи ("Wprost", Польша)

Быть союзником Америки - в интересах самой Варшавы ("The Financial Times", Великобритания)

Дуче из Кремля ("Wprost", Польша)

Большая авантюра Первой Речи Посполитой ("Tygodnik Powszechny", Польша)