Баку, Азербайджан - Ситуация на Каспии снова стала одной из тем международных энергетических дискуссий. Наш регион, богатый нефтью и газом, стремительно возрождается, расставаясь со своим советским прошлым. Но еще многое предстоит сделать. Интеграционные процессы в регионе являются для Азербайджана приоритетными. Они имеют экономическое значение как для Каспийского региона, так и для всего мира. Однако интеграция может произойти только в том случае, если мы сможем найти надежное решение нагорно-карабахского конфликта.
Когда в 1992 году армянские силы оккупировали этот юго-восточный регион нашей страны и семь прилегающих к нему районов, около одного миллиона азербайджанцев были вынуждены бежать. Сейчас они живут во временных поселениях. Необходимо сделать так, чтобы они могли вернуться в свои дома. Азербайджан не может идти на компромиссы, когда речь заходит о его территориальной целостности и о праве лиц, выселенных из своих домов, на возвращение. Данная позиция соответствует нормам и принципам международного права, резолюциям Совета Безопасности ООН и решениям, принятым Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Другие международные организации, в том числе НАТО, Совет Европы и Европейский Союз, неоднократно утверждали то же самое.
Прошло почти 14 лет с тех пор, как Азербайджан и Армения закончили военные действия, договорившись при посредничестве России о прекращении огня. Однако до сих пор на нашей территории находятся армянские войска. Мы не можем мириться с продолжающейся оккупацией отдельных частей нашей страны. Так называемый Минский процесс - усилия, предпринимаемые Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе для поиска мирного разрешения данного конфликта путем переговоров - способствовал созданию основы для диалога между Азербайджаном и Арменией. Он также придает данному конфликту международный характер. Однако мы хотим, чтобы конфликт был урегулирован как можно скорее. Сохранение существующего статус-кво слишком дорого нам обходится.
Текущая рыночная стоимость нефти и газа находится на высокой отметке и мы должны иметь возможность максимально использовать экономический потенциал наших стратегических ресурсов. Однако нерешенный нагорно-карабахский конфликт угрожает безопасности существующей трубопроводной инфраструктуры, мешая нам оптимизировать торговлю энергоресурсами региона с Европой. Данная ситуация препятствует экономическому росту Азербайджана, который в последние несколько лет составлял около 30 процентов.
Азербайджан предпочитает дипломатическое решение конфликта. Я верю, что Армения тоже выиграет от интеграции и развития нашего региона. Ей следует заглянуть за пределы затянувшегося конфликта. Решение данной проблемы улучшит не только наши двухсторонние отношения. Оно также будет способствовать и улучшению отношений Армении с Турцией.
Некоторые критики обвиняют Азербайджан в излишних военных расходах. Но мы только лишь реагируем на сложившуюся в регионе ситуацию в сфере безопасности и одновременно модернизируем нашу армию, стремясь достигнуть стандартов НАТО. Тесное сотрудничество с НАТО является главным элементом азербайджанской доктрины безопасности.
Транснациональные угрозы, такие, как организованная преступность, контрабанда и терроризм, оказывающие негативное влияние и на наш регион, могут быть эффективно отражены только коллективными усилиями. Это является еще одной из причин, по которым Армения должна серьезно подойти к поиску решения нагорно-карабахского конфликта. Нерешенные приграничные споры и квази-автономные территории способствуют процветанию организованной преступности. Чтобы реагировать на ассиметричные угрозы должным образом, необходимо осуществлять региональное сотрудничество, которое в свою очередь требует разрешения наших разногласий с Арменией.
Говоря обо всем этом, мы хотим, чтобы армянская сторона знала, что мы готовы предоставить Нагорному Карабаху самую широкую автономию в пределах Азербайджана. И мы готовы даже значительно увеличить финансирование развития этой провинции Азербайджана.
Разрешение этого замороженного конфликта также поможет Азербайджану взять на себя роль моста между Европейским Союзом и Центральной Азией. По мере расширения ЕС на восток богатая нефтью и газом Центральная Азия обретает все большее значение. Евросоюз должен быть серьезно заинтересован в стабильности и экономическом развитии региона, который может сыграть главную роль в удовлетворении энергетических потребностей Европы. Более тесные отношения с Азербайджаном могут также считаться одним из элементов проникновения Европы в Центральную Азию.
Совместно с партнерами из Казахстана и Туркменистана мы строим настоящее и прочное транскаспийское партнерство. Мы обсуждаем возможность связывания двух берегов Каспийского моря сетью трубопроводов. Мы говорим о создании механизмов регионального сотрудничества в сферах экономики и безопасности. Региональный рынок в случае его объединения может быть более конкурентоспособным, более эффективным и лучше организованным. Это будет иметь положительные последствия для всех затронутых стран. Совершенно очевидно, что Каспийскому региону, окруженному такими большими экономиками, какими являются экономики Евросоюза, Турции, России и Китая, необходим быстрый и стабильный рост. И поэтому мы убеждены, что Баку может стать для Европы воротами в регион.
Перспектива более тесной экономической интеграции с Европой имеет для Каспийского региона такое же важное значение, как и партнерство с Россией и Китаем. Азербайджан намерен развивать все эти связи. Однако обстановка во всем регионе зависит от разрешения нагорно-карабахского конфликта, и поэтому данная проблема не может больше ждать. Баку серьезно настроен идти вперед.
Эльмар Мамедъяров - министр иностранных дел Азербайджана.
_____________________________________________________________
Центральная Азия - передовой рубеж энергетической битвы ("The New York Times", США)
Непризнанные государства ("The International Herald Tribune", США)