Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кризис стал настолько серьезным, что мы забыли, как он начался

Конечно же, спор сегодня ведется отнюдь не из-за Британского совета

Кризис стал настолько серьезным, что мы забыли, как он начался picture
Кризис стал настолько серьезным, что мы забыли, как он начался picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И вот мы получили то, чего добивались: противостояние, которое наносит вред обеим сторонам. Уже произнесены те слова, после которых трудно отступать. Нет никаких шансов на то, что Британия обменяет Березовского на Лугового. А эти повсеместно презираемые люди, имя которым дипломаты, очевидно, думают сейчас о том, как исправить положение. То, что всплыло на поверхность, в конечном итоге все равно уйдет на дно, но для этого потребуется большая изобретательность, терпение и время.

Мы просим выдать подозреваемого в совершении убийства. Русские закрывают офисы Британского совета. Дэвид Милибэнд (David Miliband) говорит, что они ведут себя предосудительно. Они говорят, что британцы ведут себя как колонизаторы. Следует вспомнить, как выглядят последние события в глазах россиян.

Спор по поводу деятельности Британского совета в России поднялся сегодня до высот высоконравственного негодования и пламенной риторики. Кажется, что обе стороны твердо намерены биться до конца. Действительно, как говорит российский посол, это настоящий кризис.

Однако как Россия, так и Великобритания глубоко заинтересованы в поддержании хороших взаимоотношений. В Британии живет и работает несколько сотен тысяч россиян. Они делают там покупки. Их дети учатся в британских школах и университетах. Их компании встают в очередь, чтобы зарегистрироваться на Лондонской фондовой бирже и выпустить в обращение свои акции. Экспорт в Россию британских товаров, услуг и инвестиционного капитала постоянно увеличивается. Обе страны заинтересованы в противостоянии терроризму, в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и в предотвращении распространения ядерного оружия. Так почему же отношения так испортились?

Может быть, Британский совет не имеет законных прав на работу в России. А может быть, имеет, как утверждают британцы. Может быть, он выполняет требования российского налогового законодательства, а может быть, и нет. Но все эти вопросы должны решаться и урегулироваться путем переговоров и в судах. Направлять налоговую полицию, преследовать сотрудников, совершать провокационные аресты за 'вождение в нетрезвом состоянии' - такие вещи происходят в России каждый день. Но регулярность совершения таких действий отнюдь их не оправдывает, а когда они направлены против иностранцев, это не приносит России ничего хорошего. Министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) немного преувеличивал, когда говорил, что 'такие действия предосудительны и недостойны великой страны'. Но мы знаем, что он имел в виду.

Почему русских так возмущают британцы? Их министр иностранных дел обвиняет нас в том, что мы обращаемся с Россией как с колонией. Один из моих друзей, отставной российский генерал, горячо и страстно жалуется на то, что мы относимся к русским без уважения. Такие обвинения кажутся нам странными (хотя президент Мушарраф может ощутить некий прилив сочувствия к России, когда к нему приезжает Британский верховный комиссар, чтобы указать ему, как следует управлять бывшей колонией, называемой сегодня Пакистаном). Но если мы хотим взять этот кризис под контроль, нам следует вначале понять его причины.

Конечно же, спор сегодня ведется отнюдь не из-за Британского совета. И даже не из-за убийства в 2006 году Александра Литвиненко и не из-за последовавшего вслед за этим выдворения российских дипломатов. Его корни лежат глубже. Это две проблемы, доставшиеся России в наследство от ельцинской эпохи; и они по-прежнему досаждают ей и внутри страны, и за рубежом. Речь идет о войне в Чечне и о росте влияния олигархов.

Запад признает, что Россия имеет законное право препятствовать отделению Чечни. Западные страны согласились с аргументацией России по поводу того, что мы ведем более масштабную войну против терроризма. Ведь русские неоднократно становились жертвами крупных и бесчеловечных террористических актов. Теракты такого масштаба в Европе испытали на себе только испанцы во время взрыва бомб в Мадриде в 2004 году. Но хотя русские были не единственными в ряду тех, кто во имя борьбы с террором отодвинул на задний план права человека, общественность на Западе была поражена теми жестокими методами борьбы, к которым прибегали Борис Ельцин и Владимир Путин. Многие чеченцы погибли, многие исчезли, многие были вынуждены бежать из Чечни. Один из них, бывший министр мятежного правительства Ахмед Закаев, ныне проживает в Лондоне.

Когда российские олигархи грабили свою страну в 90-е годы и сколачивали баснословные состояния, Запад говорил, что это просто та цена, которую приходится платить за благодать рыночной экономики. Но рядовые россияне, в одночасье потерявшие свои накопления и средства к существованию, думали иначе. Путин решил призвать олигархов к порядку. Но и здесь методы борьбы были жестокими. Бизнесменов преследовала налоговая полиция, зачастую действуя в масках и с оружием в руках. Их отправляли гнить в тюрьмы. Другие были вынуждены бежать и жить в изгнании, зачастую прихватывая с собой удивительно крупные суммы денежных средств. Среди самых известных, вернее, печально известных людей Борис Березовский. Это очень богатый человек, который был тесно связан с кремлевской политикой, с семьей Ельцина и, что важно, с Чечней. Какое-то время он поддерживал Путина. Когда они поссорились, Березовский тоже решил уехать в эмиграцию в Лондон, откуда он сегодня обвиняет Путина в тирании, а также ведет разговоры о финансировании насильственного свержения существующего в России режима. Попытки британских властей призвать его к порядку большим успехом не увенчались.

Британские суды неоднократно отвечали отказом на просьбы России об экстрадиции Березовского и Закаева, совершенно справедливо говоря о том, что в России суд над ними не будет справедливым. У нас солидный опыт и заслуженная репутация в предоставлении политического убежища иностранцам. Но русские убедили себя в том, что отказ в выдаче этих двух людей имеет под собой политическую подоплеку. Может быть, их смутила наша очевидная готовность экстрадировать террористов и банкиров, не проходя через необходимые процессы и слушания в судах магистратов. В 2005 году налоговая полиция и спецслужбы обратили свое внимание на Британский совет в России, очевидно, надеясь вынудить правительство Великобритании изменить свою позицию.

А затем они внезапно наступили на собственные грабли. В Лондоне при странных обстоятельствах был убит соратник Березовского Литвиненко. Правительство и общественность Великобритании пришли в негодование. Британская полиция назвала Андрея Лугового главным подозреваемым по этому делу. Теперь пришла наша очередь требовать экстрадиции. Русские сказали нам то, что мы знали и без них: их конституция запрещает высылку российских граждан. А мы им, по сути дела, заявили: 'Меняйте свою конституцию'. Русские тут же подумали о британском высокомерии: 'Вы от нас требуете изменения конституции, а сами не можете изменить правила в своих судах низшей инстанции?'

И вот накануне Рождества русские заявили Британскому совету, что в условиях отсутствия правовой основы для его деятельности он обязан закрыть с нового года свои отделения в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Совет демонстративно проигнорировал такое распоряжение. Для русских это было очередное проявление высокомерия. 'Думаете, вы сможете просто так игнорировать наши пожелания? - тихо проворчали они, - да за кого вы нас принимаете?' Милибэнд назвал поведение русских недопустимым, но не сказал, как он собирается его менять.

И вот мы получили то, чего добивались: противостояние, которое наносит вред обеим сторонам. Уже произнесены те слова, после которых трудно отступать. Нет никаких шансов на то, что Британия обменяет Березовского на Лугового. А эти повсеместно презираемые люди, имя которым дипломаты, очевидно, думают сейчас о том, как исправить положение. То, что всплыло на поверхность, в конечном итоге все равно уйдет на дно, но для этого потребуется большая изобретательность, терпение и время.

Родрик Брейтуэйт - бывший посол Великобритании в Москве и автор нескольких книг о России.

____________________________________________________________

Российские нападки на Британский совет раскрывают истинную природу дипломатии ("The Guardian", Великобритания)

Британия и Россия: эскалация конфликта ("The Financial Times", Великобритания)