До какого предела страна может поступаться гордостью? В Сербии, уже наказанной последствиями балканской войны 1999 г. и международным остракизмом, проходят выборы, которые покажут, насколько ее граждане готовы на пути в будущее продолжать отказываться от национальной идентичности. Выберут ли они президентом ультранационалиста, готового бороться за Косово, край, называемый колыбелью сербского народа, в котором сегодня доминируют этнические албанцы, стоящие на пороге провозглашения независимости? Или же они выберут такого президента, который не будет поднимать лишнего шума ради того, чтобы сгладить стране долгий, но сулящий большие блага путь в Европейский Союз, требующий отделения Косово от Сербии?
Хотя пост президента в Сербии является в значительной мере декоративным, президентские выборы стали барометром народных, а значит, и политических настроений. В первом туре голосования, прошедшем 20 января, большинство голосов - 1,6 миллиона или 39,4 процента - получил кандидат-ультранационалист Томислав Николич. Нынешний прозападный президент Борис Тадич пришел вторым, набрав 35,4 процента или 1,4 миллиона голосов. 3 февраля состоится второй тур выборов.
Хотя и Николич и Тадич выступают резко против предоставления независимости Косово, Тадич считает, что Сербия, несмотря на это, должна стремиться к членству в ЕС. В свою очередь, Николич хочет заморозить дипломатические отношения с любой страной, которая признает Косово; он стремится установить прочные связи с Россией в качестве альтернативы Европе. В ходе кампании он заявил, что, став президентом, предложит России создать военные базы вдоль границы с Косово.
Во время войны 1999 г. НАТО вынудила сербские силы выйти из Косово, которое было позже передано под управление ООН. Ожидается, что временное правительство Косово, в котором доминируют представители албанского населения края, провозгласит независимость в ближайшие несколько недель. Большинство государств-членов Европейского Союза и Соединенные Штаты заявили о том, что поддержат независимость Косово, невзирая на яростное сопротивление Сербии и России.
Возможно, дополнительные голоса, которые Тадич получил в последние часы воскресных выборов, объясняются тревогой за возможный срыв переговоров с ЕС (в опросах, проводившихся накануне выборов, Тадич заметно отставал). Однако преимущество может оказаться у Николича и во втором туре, потому что ожидается, что его поддержит Социалистическая партия, чей кандидат получил 6 процентов голосов. Николич - заместитель лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, которого в настоящее время судят за преступления против человечности, совершенные во время войны. И Шешель и Николич были близкими союзниками президента Слободана Милошевича, который умер в 2006 г. в Гааге во время собственного процесса по обвинению в военных преступлениях.
'Тадич может победить лишь в том случае, если его искренне поддержит премьер-министр Воислав Коштуница, - говорит Time бывший министр иностранных дел Сербии Горан Свиланович. - Ключ к будущему Сербии в руках Коштуницы'. Коштуница, чья партия сформировала правительство вместе с Демократической партией Тадича, мог бы обеспечить поддержку нынешнего президента умеренными националистами. Однако у Коштуницы непростые отношения с Тадичем, а риторика премьер-министра становится в последнее время все более антизападной: о поддержке Западом независимости Косово он отозвался как о 'вырывании сердца из груди Сербии'. Пока Коштуница отказывается комментировать результаты выборов и сообщать о том, кого он намерен поддержать.
Даже если Николич победит во втором туре, он не сможет радикально или немедленно изменить сербскую политику. Скорее всего, Коштуница и его умеренный национализм сохранят влияние, даже если они с Тадичем откажутся от намеченного. Парламентская фракция Коштуницы, хотя и невелика по численности, но является важным союзником любой более крупной партии, стремящейся сформировать правящую коалицию. Между тем, ближайшие парламентские выборы состоятся только в 2011 году. 'Скорее всего, правительство продержится, по крайней мере, какое-то время, даже если президентом будет Николич, - объясняет Свиланович. - Но путь Сербии к членству в ЕС, безусловно, заметно осложнится - и это в лучшем случае'.
_________________________________
Выбор Белграда ("The Financial Times", Великобритания)
Сербия по-прежнему злится ("The Economist", Великобритания)