Как руководитель Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assess) Эндрю Крепиневич (Andrew Krepinevich) обязан думать о будущих проблемах безопасности. Он и его организация работают над стратегией, которую они должны представить переходной команде следующего президента США.
Крепиневич, прослуживший 21 год в американской армии, является советником многих высокопоставленных руководителей из Пентагона. Он также дает рекомендации американским союзникам в вопросах стратегии. Сидя в своем угловом кабинете в центре Вашингтона, Крепиневич указывает на четыре взаимосвязанных проблемы безопасности, которые встают перед Соединенными Штатами и их союзниками в 21-м веке.
К первой проблеме он относит мировой беспорядок. В сегодняшнем мире то здесь, то там вспыхивают войны и мятежи, как в Ираке и Афганистане; распространяется терроризм, идет опосредованная борьба между государствами через их доверенных представителей, а также не смертельная, но все равно опасная кибервойна. Отчасти механизм беспорядка и хаоса приводится в действие господствующими в мире армиями развитых государств с их традиционными методами вооруженной борьбы.
Экономический ущерб от таких успешных и неупорядоченных атак может быть велик, учитывая тот факт, что тесно взаимосвязанная мировая экономика зависит от своевременности поставок и от переполненных судами морских путей. По словам Крепиневича, чтобы противостоять такой тактике, нужна не огневая мощь. Нужны сражения на полях информации, коммуникаций и пропаганды, к ведению которых военные плохо подготовлены.
Кроме того, в результате распространения технологий террористы и прочие получают возможность обрести более разрушительные средства уничтожения, например, управляемое оружие или, что еще хуже, оружие, не относящееся к обычным средствам поражения. А это, по мнению Крепиневича, создает проблему второго порядка, которую он называет проблемой распространения по всему миру оружия массового уничтожения.
В сегодняшнем мире технологии создания оружия массового уничтожения, особенно ядерного, уже перешли границы элитного клуба общепризнанных ядерных государств, попав и в другие страны. Пакистан и Северная Корея уже обладают возможностями для нанесения ядерного удара, а Пакистан еще и передает такие технологии дальше, в частности в Иран. По словам Крепиневича, самая мощная угроза в мире, в котором распространяется оружие массового уничтожения, может исходить от негосударственных образований.
В качестве третьей угрозы он называет усиление Китая. Уже появились свидетельства того (в частности, это развитие китайских военно-морских сил), что Пекин стремится расширить свой оборонный периметр и ту площадь, на которой он сможет лишить американские войска возможности для осуществления вмешательства. По мере распространения этой площади до пределов Тайваня, а затем в направлении Японии и Южной Кореи увеличивается потенциал нарастания региональной напряженности и конфликтов. Однако бурное развитие Китая не обязательно должно заканчиваться конфликтом. Войн между Британией и Германией в прошлом столетии можно было избежать, если бы правительства этих стран лучше решали вопросы соперничества между собой. А передача глобального влияния от Великобритании к Америке состоялась без каких-либо значительных потрясений. Некоторые аналитики считают, что Китай очень сильно зависит от успешного функционирования мировой экономики. А это означает, что он находится на этапе перехода и вскоре может стать той державой, которая выступает за сохранение устоявшегося порядка вещей. 'Никоим образом нельзя исключать то, что мы и китайцы станем союзниками', - говорит Крепиневич.
Он молчит по поводу России, пока ему не задают вопрос об этой стране, и не упоминает ее, несмотря на имеющийся у нее ядерный потенциал и соблазн воспользоваться энергоресурсами в качестве оружия. 'Экономика России не в лучшем состоянии... а демографическая ситуация там просто катастрофическая', - отмечает он. Население России снижается беспрецедентными темпами для страны, не участвующей в крупной войне и не страдающей от засухи и голода. В любом случае, говорит Крепиневич, если Соединенные Штаты Америки смогут справиться с теми вызовами, которые бросает Америке усиливающийся Китай, то уж с Россией они справятся наверняка.
И последняя проблема, в той или иной степени связанная с первыми тремя, это борьба за 'всеобщее достояние'. Под этим термином он подразумевает мировой океан, то, что скрывается в его глубинах, космос и киберпространство. Некоторые из потенциальных угроз уже очевидны: это кибератаки государственных и негосударственных образований на правительственные и коммерческие вебсайты. Наиболее свежее событие в этом плане произошло год назад, когда Китай провел испытания своих ракетных противоспутниковых систем. В результате успешного пуска возникла полоса из космического мусора, который, как говорят, создал угрозу поражения других спутников.
Соперничество в этой области между США и Китаем может усилиться из-за дефицита доверия с обеих сторон.
Вместе с тем, Крепиневич заявляет, что Соединенные Штаты хорошо распоряжаются таким всеобщим достоянием. Так, защищая морские пути, они помогают развитию китайской экономики, сильно зависящей от экспорта. По словам Крепиневича, самым эффективным ответом на этот вызов может стать привлечение Китая к обеспечению безопасности такого всеобщего достояния.
Он считает, что успехи США во многих из этих областей всецело зависят от американских союзников. 'Проблема в том, что многие наши союзники, особенно в Европе, стремятся к гонке разоружения', - отмечает Крепиневич.
США уже тратят на оборону в два с половиной раза больше средств, чем их европейские союзники. Если здесь не будет никаких изменений, говорит Крепиневич, то Соединенные Штаты будут вынуждены искать себе военных партнеров в других местах.
____________________________________________________________
По всему миру звучат сигналы тревоги ("The Financial Times", Великобритания)
От новых лидеров требуется новое лидерство ("The Financial Times", Великобритания)