Следующему американскому президенту наверняка придется столкнуться с похолоданием в отношениях с укрепляющей свою мощь Матушкой Россией.
Совершенно очевидно, что либерально-демократический эксперимент в этой стране закончился, и теперь Россия проводит самовластную националистическую политику у себя дома, самоуверенно и настойчиво ведет себя за рубежом, купается в газово-нефтяном богатстве и стремится восстановить свои позиции великой державы на мировой арене.
Что это - возврат к советским временам? Нет. Зачатки империализма? Может быть.
Хотя мы вряд ли увидим то отчаянное соперничество, которое существовало в вечной мерзлоте 'холодной войны', Россия и Америка будут сталкиваться и спорить по целому ряду вопросов.
Сварливый российский президент Владимир Путин в марте покинет свой пост, но, скорее всего, он сохранит реальную власть в своих руках, став премьер-министром или 'национальным лидером'. Нет сомнений в том, что его отобранный им лично преемник Дмитрий Медведев сохранит верность 'путинизму'.
Придя в 2000 году к власти, Путин начал стабилизировать ситуацию в России и восстанавливать страну в качестве глобальной силы, действующей на равных с Соединенными Штатами, Китаем и Евросоюзом. Кремль с приходом туда Медведева продолжит борьбу с любыми 'посягательствами' на традиционную сферу российского влияния в восточной и центральной Европе, Прибалтике, на Кавказе и в Центральной Азии - то есть в своем 'ближнем зарубежье'.
В последнее время Россия выступает против развертывания Соединенными Штатами радиолокационной станции в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше, которые предназначены для противодействия ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана. (Жалобы Москвы на то, что эти базы подрывают российскую систему стратегического ядерного сдерживания, просто ложны.) Но Кремлю, конечно же, не нравится, когда в восточной Европе, где он прежде был полным хозяином, и где он хочет сохранить свое влияние и право голоса, появляются американские базы.
Кроме того, Россия ведет наращивание своего оборонного потенциала. Согласно теории путинизма, мощные вооруженные силы - это важный элемент сдерживания от нападения, а также надежное средство противостояния давлению извне на внешнюю и внутреннюю политику России.
В 2007 году расходы на оборону выросли на 30 процентов. В два предыдущих года этот рост составлял 22 и 27 процентов. После долгих лет невнимания к нуждам обороны в России осуществляется программа модернизации вооруженных сил на сумму 200 миллиардов долларов. Таким образом, по размеру военного бюджета Россия выходит на второе место в мире.
Наращивание военных расходов сопровождалось выходом Москвы в прошлом году из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, что вызвало нервозность у европейцев. Кроме того, она может также выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Россия создает для следующего президента массу проблем в области безопасности и другими способами. Продавая оружие превращающемуся в сверхдержаву Китаю, возмутительнице спокойствия Венесуэле, а также государствам-изгоям типа Ирана и Сирии, Москва является крупнейшим в мире поставщиком вооружений в развивающиеся страны. Кроме того, она строит атомные электростанции для Ирана и снабжает их топливом. Бушерский реактор будет введен в строй в конце этого года - как раз к моменту инаугурации очередного главнокомандующего в этой стране. (Москва также договорилась об оказании помощи Пекину в его бурно развивающейся космической программе. Это даст Китаю серьезные преимущества в его попытке бросить вызов американскому господству в космосе.)
ФБР заявляет, что действия российской разведки в США выросли по своим масштабам до уровня времен 'холодной войны'. Русские шпионы следят не только за политическими сплетнями в Вашингтоне, но и за новейшими технологиями военного назначения.
Усиливая разведку и вооруженные силы, Россия совершенствует и свою кибернетическую мощь. В 2007 году начальник разведывательного управления министерства обороны США заявил, что Россия в ряду потенциальных противников Америки обладает самым 'развитым, мощным и хорошо финансируемым потенциалом для ведения информационных операций'. В прошлом году Эстония стала жертвой сокрушительной кибератаки со стороны России, когда ее власти собирались перенести советский военный памятник. В результате нападения на компьютерные системы страны пострадали государственные и коммерческие учреждения, газеты и банки.
Но главным источником влияния и силы России в эти дни являются ее богатые запасы энергоресурсов. Она занимает первое место в мире по добыче природного газа и второе - по добыче нефти. Энергетический бум уже позволил России вернуть внешний долг, создать третьи в мире валютные резервы и стабилизационный фонд в размере 50 миллиардов долларов. А благодаря этому кремлевская 'управляемая демократия' стала в России приемлемой и желанной.
Вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) называл российские поставки энергоресурсов 'инструментами запугивания и шантажа'. Москва действительно продемонстрировала свою готовность использовать их именно в таком качестве. Спросите Украину, Грузию, Белоруссию и Молдавию.
В условиях, когда цены на энергоресурсы бьют все рекорды, а спрос на них никоим образом не снижается, Москва будет по-прежнему стремиться к возврату в государственную собственность энергетических ресурсов и предприятий и к скупке активов за рубежом, прекращая поставки, лишая скидок и поднимая цены тем, кто вызовет у нее недовольство.
Особо уязвимы в этом плане наши европейские союзники. Европа получает из России 50 процентов потребляемого ею газа и 25 процентов нефти. В предстоящие годы эта зависимость может еще больше увеличиться. Москва будет вбивать свой энергетический клин в трансатлантические отношения и связи НАТО, пытаясь ослабить их по мере возможности.
И это еще не все. Россия пытается еще больше накачать свои энергетические мускулы, выступая за создание газового картеля по образу и подобию ОПЕК. Потенциальным членам этого картеля - России, Катару и Ирану - принадлежит 60 процентов общемировых запасов газа. Интерес к вступлению в такую организацию проявляют и другие страны, например, Венесуэла Уго Чавеса.
Надо быть справедливым - в российско-американских отношениях не все так плохо. Москва порой оказывает помощь в ядерных проблемах, связанных с Северной Кореей и Ираном. Так, в прошлом году она согласилась на ограниченные и узконаправленные санкции Совета Безопасности ООН.
Она также оказывала свое содействие в борьбе с терроризмом сразу после событий 11 сентября. Но позже Россия вместе с Китаем выступила за закрытие баз США в Узбекистане (добившись успеха) и Киргизии (едва не добившись успеха). А это затруднило наши действия в Афганистане.
В конечном счете, согласно новой 'российской доктрине' Москвы, мир, где господствует Вашингтон (или кто-то другой), представляет угрозу ее национальным интересам и чувству национальной гордости. А чтобы отстоять свои интересы, Кремль совершенно очевидно готов ограничивать власть и влияние США практически везде, где это возможно.
Хотя Россия и не стремится возродить утраченную советскую империю, она очень хочет восстановить то международное влияние и значение, которым обладала в советскую эпоху. Кремль считает, что Америка в упадке, а державная звезда России восходит вновь.
Соединенные Штаты и Россия только выиграют от взаимоотношений сотрудничества. Но для следующего президента США крайне важно смотреть на Россию трезво. Это не та Россия, которая готова 'похоронить Запад', но и тактичность по отношению к нему она проявлять не собирается.
Питер Брукс - старший научный сотрудник фонда 'Наследие' (Heritage Foundation), в прошлом - заместитель помощника министра обороны.
_____________________________________________________________
Путин: жестокий деспот, втягивающий Запад в новую 'холодную войну' ("Daily Mail", Великобритания)
Нельзя отступать перед шпионократией Кремля ("The Times", Великобритания)