В наши дни можно наблюдать примечательное явление: Китай-эгоистичная сверхдержава становится заметен все меньше. Вместо него появляется Китай-миротворец и потенциальный спаситель шатающейся мировой экономики.
Западные страны смотрят на Китай как на двигатель экономического роста. Западные банки видят в нем источник капитала. Европейские лидеры, стремящиеся к коммерческой выгоде, относятся к Пекину с почтением. В Соединенных Штатах рост Китая - который всего несколько месяцев назад был печально известен как страна, виновная в закрытии американских рабочих мест, в загрязнении окружающей среды и в экспорте ядовитых игрушек - открыто обсуждается в ходе предвыборных дебатов.
Американские чиновники благодарны Пекину за помощь в возвращении Северной Кореи за стол переговоров, они даже забыли о ядерной бомбе, все-таки созданной и испытанной Пхеньяном. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Тимоти Китинг (Timothy Keating) сказал во время состоявшегося в этом месяце визита в Пекин, что он поддерживает "честные и настоящие дружеские отношения" с представителями китайского военного командования, в том числе с заместителем председателя Центральной военной комиссии Го Босюном (Guo Boxiong). "Генерал Го - мой друг", - сказал Адмирал Китинг.
Однако это не может продолжаться вечно. Даже если генерал Го настолько обожает разговаривать о своих внуках, как об этом говорит адмирал Китинг, репутация Китая, как и его перегретый рынок ценных бумаг, обязательно обрушатся.
Первая причина тому будет заключаться не в неправильных действиях Китая, а в американском политическом цикле. К тому времени, как в августе после Олимпиады в Китае в США пройдут съезды Демократической и Республиканской партий, противники Китая и протекционисты вернут себе былые позиции, особенно если спад в американской экономике не прекратится.
Вторая причина сомневаться в долговечности хорошей репутации Китая имеет более фундаментальный характер: даже в эти месяцы, когда в преддверии Олимпийских игр на страну обращается пристальное внимание, Китай, купающийся в приносимых его быстрорастущей экономикой доходах, увеличивает давление на внутренних и внешних противников с целью усиления китайской мощи.
Пекин, конечно, не кричит о своих амбициях на всех углах. Наоборот, Китай по-прежнему следует знаменитому высказыванию Дэна Сяопина о внешней политике, в котором содержится призыв к китайцам "выжидать и не высовываться".
Однако поведение Китая в ушедшем году - в военной, дипломатической и политической сферах - свидетельствует об усилении агрессивного и самоуверенного настроя китайских лидеров в их взаимоотношениях с Азией и остальным миром.
Китай не предупредил другие космические державы об испытаниях противоспутникового оружия, когда в прошлом году уничтожил старый метеоспутник баллистической ракетой, не извинился он и за облако обломков, которое до сих пор представляет опасность для наших спутников.
На земле Китай настойчиво заявляет о своих притязаниях на все Южно-Китайское море, включая месторождения нефти, находящиеся во вьетнамских территориальных водах, вызывая тем самым беспокойство международных нефтяных компаний, таких как, например, BP и ExxonMobil, и вызывая акции протестов у китайского посольства в Ханое. Китай отказал Гонконгу, который считается автономным регионом, в праве устанавливать полную демократию до наступления 2017 года. Он подкрепил свои угрозы захватить Тайвань, проведя учения по морскому вторжению и увеличив до 1300 количество своих ракет, нацеленных на остров. И наконец, он противится разрешению своего давнего приграничного спора с Индией.
Даже американский военно-морской флот, несмотря на всю его готовность к поддержанию хороших отношений с китайскими лидерами и Народно-освободительной армией Китая, испытал на себе последствия демонстрации китайских мускулов. Пекин запретил заход в порт Гонконга двум американским минным тральщикам, которые запросили укрытия от плохой погоды, и неожиданно развернули американский авианосец "Китти Хоук", который планировал прибыть в Гонконг на День благодарения.
По предположению Пентагона, китайская сторона была недовольна тем, что США продали Тайваню противоракетные комплексы (что вряд ли может вызывать удивление в свете информации о нацеленных на Тайбэй китайских ракетах), или тем, что президент Джордж Буш (George W. Bush) встречался с духовным лидером Тибета Далай-ламой, ведущим мирную кампанию за предоставление Тибету автономии.
Тибет подтверждает лживость заявлений о том, что Китай никогда не был экспансионистской державой. Лидеры Китая приходят от улыбающегося Далай-ламы в такой гнев, что с них иногда спадает маска приветливости и открывается истинное лицо непримиримого китайского национализма. Китай назвал приглашение Далай-ламы Соединенными Штатами "огромной ошибкой". Премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) безапелляционно потребовал, чтобы Берлин "исправил" свою ошибку, после того, как канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) также встретилась с Далай-ламой и высказала свою точку зрения на права человека.
К сожалению, премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown) и президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) практически не затрагивали вопросов прав человека во время своих недавних визитов в Китай. Робость западных лидеров демонстрирует, насколько успешно руководители Китая используют финансовое влияние своей страны для смягчения международной критики.
Нет смысла демонизировать коммунистических правителей Китая, решающих действительно сложные задачи модернизации страны с самым многочисленным населением в мире. Однако следует реалистично относиться к стратегическим амбициям Китая, стремящегося к доминированию в Азии и превращению в мировую сверхдержаву. Действия Китая от космоса до Южно-Китайского моря говорят сами за себя.
___________________________________________________________
Китайская Олимпиада геноцида ("The New York Times", США)
Китай или Россия? ("United Press International", США)
Путь Китая к господству ("The Washington Times", США)