January 24, 2008 Thursday; Pg. A12
Когда натовский военный стратег-ветеран заявляет, что 'мы не знаем, как быть' с распространением ядерного оружия в 21 веке, поневоле забьешь тревогу. Но вся загвоздка в том, что решение проблемы известно - не хватает лишь политической воли.
В словах Клауса Науманна (Klaus Naumann), бывшего командующего германскими вооруженными силами и председателя Военного комитета НАТО, сквозило отчаянье: 'Распространение набирает обороты, и мы мало что можем сделать, чтобы его остановить. Мы не знаем, как с этим быть'.
Это замечание Науманна прозвучало, когда он, вместе с другими отставными высокопоставленными военными из Британии, Франции, Голландии и США, рекомендовал НАТО не отказываться от возможности нанесения первого ядерного удара, поскольку ликвидация ядерного оружия в мировом масштабе, судя по всему, исключена. Это сопровождалось призывом к серьезной реформе НАТО - предлагается, чтобы в тех случаях, когда речь идет о защите большого количества людей, и действовать нужно незамедлительно, решение о военной акции принималось простым большинством голосов.
Подобная процедура позволила бы устранить угрозу вето на подобные решения со стороны одной из стран-участниц, а также необходимость получения санкции ООН. Покончить с конфликтом между НАТО и ЕС по поводу принятия таких решений могла бы новая структура, финансируемая совместно - Соединенными Штатами, Евросоюзом и Североатлантическим альянсом.
Помимо Науманна среди соавторов проекта реформы, который скорее всего будет обсуждаться на апрельском саммите НАТО в Бухаресте (Румыния), числятся генерал Джон Шаликашвили (John Shalikashvili), бывший председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США и командующий силами НАТО в Европе, и бывший глава Штаба обороны Великобритании лорд Питер Индж (Peter Inge).
Отставные военачальники справедливо говорят о необходимости сохранения гарантированной способности альянса к превентивному ядерному удару, особенно в условиях, когда Россия заняла более конфронтационную позицию в отношении Запада как по вопросу об иранской ядерной программе, так и в связи со стремлением союзника НАТО - Косово - обрести независимость от Российской Федерации [так в тексте - прим. перев.].
На прошлой неделе начальник российского Генерального штаба, генерал Юрий Балуевский, даже предостерег: 'для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ и ее союзников будут применены Вооруженные Силы, в том числе и превентивно, . . . с использованием ядерного оружия'.
Поскольку Россия готова - и в состоянии - нанести первый ядерный удар, нельзя создавать впечатления, что НАТО не способна поступить так же. Но это не означает, что мы должны 'опустить руки' и ошибочно рассматривать угрозу превентивного ядерного удара как единственный инструмент сдерживания в опасной обстановке, сложившейся в мире после 11 сентября.
В области нераспространения ядерного оружия мировое сообщество должно сосредоточить внимание на главной угрозе, связанной с непреклонной решимостью Ирана овладеть ядерным оружием. Два 'пакета' ооновских санкций пока что никак не помешали исламофашистскому режиму в Тегеране продолжать работы по обогащению урана. В этих условиях некоторые из членов Совета Безопасности ООН на прошлой неделе согласились ужесточить санкции.
Однако предлагаемые меры выглядят весьма скромно. Похоже, Соединенным Штатам не удалось убедить другие страны пойти на какие-либо меры, помимо дальнейших ограничений на выдачу въездных виз иранским официальным лицам и расширения списка замораживаемых банковских счетов. Но по крайней мере правительства ряда стран, похоже, начинают осознавать необходимость пресечения иранской ядерной программы и готовы не ослаблять давление на эту страну.
Если Иран не удастся обуздать, ведущее государство-спонсор террористов, поставляющее им оружие, от которого гибнут наши солдаты в Ираке, и заявляющее о стремлении стереть Израиль с политической карты мира, получит 'начинку' для ядерных боеприпасов. У Тегерана уже есть ракеты для доставки этих боеголовок, а его друзья-террористы будут в восторге, заполучив ядерное взрывное устройство.
Науманн, Шаликашвили, Индж и их коллеги оказали бы свободному миру огромную услугу, если бы, говоря о серьезнейшей угрозе распространения ядерного оружия, они указали, что нам уже несколько лет назад следовало всерьез взяться за иранскую проблему.
Всем свободным странам давно уже следовало объявить Ирану полномасштабную экономическую войну, - от эмбарго на экспорт в эту страну продуктов нефтепереработки до замораживания ее зарубежных активов - в сочетании с поддержкой оппозиционных организаций, стремящихся свергнуть правящий тегеранский режим.
Россию и Китай за активную помощь Ирану в осуществлении ядерных амбиций еще несколько лет назад следовало подвергнуть постоянному публичному осуждению - а возможно ввести санкции и против них.
Именно так и можно предотвратить распространение ядерного оружия: не впадать в отчаянье, а, проявив политическую волю, объединиться в поддержку политики абсолютной нетерпимости к попыткам режимов, проповедующих геноцид, получить в руки средство для развязывания новой мировой войны.
_________________________
К миру без ядерного оружия ("The Wall Street Journal", США)
Нам все еще нужен наш ядерный билет ("The Times", Великобритания)
Новая ядерная угроза ("Chicago Tribune", США)