Поддерживая Сербию, Россия всячески пытается не дать Косово в одностороннем порядке провозгласить независимость - и в пятницу она пожнет первые вкусные плоды этой своей позиции. На следующей неделе Европейский Союз, который Сербию не поддерживает, вполне вероятно, тоже получит по заслугам - если в Сербии президентом изберут жесткого националиста. Воистину велика цена свободы Косово.
Государственный российский газовый монополист 'Газпром' собирается приобрести контрольный пакет акций сербской нефтяной монополии NIS. Взамен бывшая югославская республика включается в состав участников проекта газопровода 'Южный поток', который пройдет по дну Черного моря через Болгарию в Грецию и Италию.
Белградское правительство уже одобрило эту сделку. Вопрос о цене, которую оно получит за NIS, еще окончательно не улажен, но 'Газпром' в любом случае может радоваться: не заморачиваясь тендерами и конкурсами, он получает в свое распоряжение не только компанию, но и крупного потребителя газа для 'Южного потока'. Более того, конкурирующий проект газопровода Nabucco, призванный снизить зависимость Европы от российского газа, этому потребителю уже ни к чему.
Вы спросите, а что такого сделала Россия, чтобы заслужить такие призы? Заблокировала в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций резолюцию о независимости Косово. Косовский процесс эти ее действия не остановят, однако для многих стран существенно затруднят официальное признание нового государства. Хотя де-факто США и большинство членов ЕС его все-таки признают, с правовой точки зрения Косово по-прежнему останется в подвешенном состоянии.
Что президента России Владимира Путина, впрочем, вполне устраивает. По трем причинам.
Во-первых, он принципиально настроен против любого процесса национального самоопределения, в рамках которого страна вроде Косово объявляет о своей независимости в одностороннем порядке, а не по соглашению со страной, от которой она стремится отделиться. Сегодняшняя Россия - после распада Советского Союза - ни в коем случае не хочет, чтобы отделяться начали и ее составные части, и именно поэтому Москва пошла на две кровопролитные войны в Чечне. И хотя Путин намекает, что по пути Косово могут последовать и другие 'непризнанные', например Абхазия (отколовшаяся, правда, не от России, а от Грузии), все реальные свидетельства указывают на то, что на самом деле ему это совсем не нужно.
Во-вторых, он может снова сыграть на противоречиях между членами Европейского Союза и Соединенными Штатами. Он знает, что Испании, Греции и Кипру идея самоопределения тоже не нравится - они боятся, что ее попробуют скопировать баскские сепаратисты или турки-киприоты, и боятся, что Косово создаст для них прецедент.
Но самое главное и самое вкусное для Кремля - это третье. Сделка между NIS и 'Газпромом'. В Белграде самым главным ее сторонником выступил премьер-министр Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica), поскольку России, по его мнению, надо чем-то отплатить за поддержку. Ну, и газ Сербии тоже не помешает.
На этой неделе Коштунице удалось повести кабинет за собой, поскольку проевропейской партии в правительстве - Демократической партии президента Бориса Тадича (Boris Tadic) - отчаянно необходимо, чтобы премьер поддержал Тадича во втором туре президентских выборов. В прошлое воскресенье он проиграл первый тур националисту Томиславу Николичу (Tomislav Nikolic), лидеру антиеэсовской Радикальной партии.
Впрочем, Коштуница слишком хорошо известен тем, что никогда не раскрывает своих карт - и во втором туре Николич, вполне возможно, все равно выиграет, чем будет нанесен мощнейший удар по взаимоотношениям ЕС с самой важной страной на западе Балкан.
Московские аналитики утверждают, что Путин предпочел бы победу Тадича, так как ему не интересен бизнес с изолированной со всех сторон Сербией. Они отрицают, что Россия противится предоставлению независимости Косово из чувства некоей православно-славянской солидарности с сербами. Скорее всего, главным фактором все же была подготовка сделки для 'Газпрома', и это поистине классический пример того, как сегодня ведет себя АО 'Россия' - государство, опирающееся на силу денег, а не идеологии.
Возможно, в этом присутствует и некий стратегический мотив, хотя он, судя по всему, вторичен. Любой потребитель энергии, которого получает 'Газпром', делает 'Южный поток' еще более привлекательным по сравнению с Nabucco, которым Европу планировалось подключить к поставщикам газа из Центральной Азии через Турцию.
У Nabucco и так проблемы с газом: пока его найдено недостаточно, чтобы оправдать затраты на строительство трубы. А если у проекта не останется потребителей, то не останется и причин его продолжать.
А Путин, наверное, уже идет в банк... и по пути радостно потирает руки.
_____________________________________________
Рост могущества Москвы усиливает разногласия между членами Евросоюза ("Le Figaro", Франция)
Нелиберальный капитализм: Россия и Китай идут своим курсом ("The Financial Times", Великобритания)
Проблема под названием 'Россия' ("Stratfor", США)