Какое-то время Россия ведет себя так, словно рвется в бой - не идя на прямой конфликт, она предпринимает некие действия, призванные впечатлить друзей, соседей и собственных граждан: мол, со мной шутки плохи.
Последним в ряду этих довольно извращенных усилий Кремля завоевать уважение стало преследование Британского совета, действующей при поддержке правительства организации, которая знакомит мир с британской культурой.
Кремль уже давно возмущает то, что его кампания по борьбе с чеченским инакомыслием не воспринимается как борьба с терроризмом. Особое недовольство вызвало у него предоставление Великобританией политического убежища Борису Березовскому, бывшему российскому 'олигарху', обвиняемому ФСБ (наследницей 2-го главного управления КГБ) в расхищении миллиардов долларов, принадлежавших компаниям, которые он контролировал в ельцинскую эпоху.
Эти действия, а также план США по созданию противоракетного щита в Польше, были использованы Путиным для того, чтобы оспорить мирный характер мотивов США и Великобритании в отношении России. Москва отказывается усилить давление на Иран, ведущий ядерные разработки. Она непреклонно поддерживает позицию Сербии по косовской проблеме. Она даже возобновила прекращенные по окончании 'холодной войны' полеты стратегических бомбардировщиков и угрожает вернуть российский военно-морской флот в Средиземное море.
Так что же за угроза возникла существованию путинского режима, если ФСБ решила сделать своей мишенью отделения Британского совета в России? Эти отделения в Москве, Санкт-Петербурге и уральском Екатеринбурге занимаются культурной деятельностью, в том числе, ведут обучение на английском языке, предоставляют библиотечные фонды, организуют выставки и театральные мероприятия.
В годы 'холодной войны' идея о том, что эта культурная организация выступала в роли прикрытия для британской разведки (MI6) принималась как КГБ, так и авторами шпионских романов. Безусловно, она является удобной мишенью.
Как сказал много лет назад один советский дипломат, когда его спросили, почему Москва не относится к Информационному агентству США (USIA/USIS) так же, как к его британскому аналогу, 'Честно говоря, они (USIS) ничего не делают. Просто сидят сложа руки. Ха-ха'. То был хитроумный способ унизить американцев и косвенно осудить британцев.
Русский солдат 'холодной войны' попытался озорно пошутить на неродном языке, но в чем-то он был прав. На 'культурном фронте' британцы всегда были довольно агрессивны, но, разумеется, не выходя за рамки приличий. Постановка некоторых пьес Шекспира может иметь мощное политическое звучание. Поразительно, насколько российские чиновники бывают задеты 'Ричардом III'.
Сегодня у русских есть гораздо более конкретные претензии к Британскому совету. Культурная организация активно работала с российскими журналистами и диссидентами, считающими, что путинский режим подавляет свободу слова. С точки зрения ФСБ, это вмешательство во внутреннюю политику. И именно здесь выходит на поверхность реальный конфликт между двумя правительствами.
Британцев глубоко возмутило отравление в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко, и они потребовали выдачи другого бывшего офицера КГБ Андрея Лугового как главного подозреваемого в убийстве. Русские отказались его выдавать. Явно подразумевалось, что, пока не будет выдан Березовский, не будет и допросов Лугового.
Русские потребовали закрыть отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В обоих городах британцы не подчинились. На прошлой неделе милиция задержала директора петербургского отделения Стивена Киннока за вождение в нетрезвом виде.
Его отпустили через полчаса, но политическое заявление прозвучало. Киннок - сын лорда Киннока, бывшего главы британской Лейбористской партии и еврокомиссара. В настоящее время он возглавляет Британский совет.
Британцев это взбесило. Дошло до того, что их новый министр иностранных дел Дэвид Милибэнд обрушился на Москву с резкими упреками. Сотрудники российской налоговой полиции наведывались в ночное время к сотрудникам Совета и, по большому счету, запугивали всех, кто работает на британскую организацию. Российские власти заявили, что Британский совет не прошел все процедуры, требующиеся для открытия отделений за пределами Москвы.
Таким образом, было административно установлено направление отхода, и умудренный опытом Форин-офис пошел по указанному пути. В настоящее время два отделения временно закрыты, и на сцене, будем надеяться, последний акт 'Бури'.
Для обычной публики все это было не более, чем очередным любительским спектаклем. Но для принявших в нем участие спецслужб здесь не было ничего любительского. Русские не шутят, когда требуют уважения к себе на всех уровнях, и, чтобы показать серьезность своих намерений, будут оказывать давление в стране и за рубежом.
Вопрос сегодня заключается в том, насколько далеко зайдет Кремль, бросая вызов США и Европе - и что США/ЕС сделают с этим.
Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), в прошлом - основатель и председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy).
____________________________________
Пиррова победа России ("The National Interest", США)
Если это возврат к 'холодной войне', то в этом есть и наша вина ("The Independent", Великобритания)