Кто-то, заглянув ему в глаза, увидит душу истинного демократа, кто-то - нечто иное, зловещее. Независимо от того, как они оценивают личность президента Путина, всем кандидатам в президенты США необходимо тщательно обдумать серьезнейшую внешнеполитическую проблему, которую ставит перед нашей страной Россия. Всем им следует выработать новаторские предложения о том, как нам наладить конструктивное взаимодействие с бывшим противником в 'холодной войне' по всему спектру вопросов - от борьбы с терроризмом и распространением ядерного оружия, до соблюдения элементарных принципов законности и прав человека.
До сих пор все заявления потенциальных кандидатов - а их список довольно велик - о наших действиях в отношении России разочаровывают своей расплывчатостью; вероятно, когда речь заходит о внешней политике, советники рекомендуют им ограничиваться темами, связанными с Ираком и Ираном.
Но пока мы 'дремлем за рулем', Россия исподволь превращается в 'возмутителя спокойствия' на мировой арене, особенно в том, что касается международной безопасности и экономической стабильности. Кремль активно проводит 'бархатную реприватизацию' важнейших активов, создавая беспрецедентную по своей мощи государственную 'корпорацию', использующую деловые операции в качестве политического рычага. Теперь, когда стало очевидно, что г-н Путин 'назначил' следующим президентом своего ближайшего союзника, а сам намерен переместиться в премьерское кресло, можно сказать, что эта тенденция вряд ли сойдет на нет.
Главный метод путинского 'ЗАО Кремль' не имеет ничего общего с законом - по сути это воровство. Первым и самым важным актом экспроприации стал незаконный захват процветающего нефтяного гиганта 'ЮКОС' и осуждение его бывшего главы Михаила Ходорковского по ложным обвинениям - это случилось еще в 2004 г. Поскольку Запад довольно вяло отреагировал на этот шаг, г-н Путин и его соучастники - главы ряда зарубежных корпораций - осмелели, и с новой силой продолжили наступление на свободу предпринимательства и открытое общество, прикрываясь судебной системой, действующего по принципу 'чего изволите'.
'Залпами' в этой непрерывной канонаде по позициям иностранных и отечественных частных компаний стало неприкрытое преследование Royal Dutch Shell и BP российскими чиновниками, призванное вынудить их уступить контрольные пакеты акций важнейших добывающих предприятий. Сегодня неуклонно усиливается давление на Exxon-Mobil - компанию хотят заставить отказаться от планов строительства трубопровода, ведущего в Китай. Прибыльные поставки газа по этому маршруту государственный концерн 'Газпром' стремится 'застолбить' за собой.
После того, как журнал Time назвал г-на Путина 'человеком года', никто из претендентов на Белый дом уже не вправе делать вид, будто ему ничего не известно о назревающем серьезнейшем кризисе, связанном с Россией. Новая администрация должна строить свой внешнеполитический курс с учетом необходимости противодействия методичным антидемократическим акциям русского медведя, наносящим ущерб не только отдельным компаниям, но и соседним странам, а также Евросоюзу.
Этот кризис затрагивает отнюдь не только фирмы, занимающиеся бизнесом в России, но и вопросы безопасности международного сообщества, связанные с энергетической независимостью и политической стабильностью в таких 'горячих точках', как ближневосточный регион.
Руководствуясь принципом социальной ответственности наших собственных корпораций, кандидаты в президенты США должны занять твердую позицию и пересмотреть наши традиционные взгляды на деловое сотрудничество с репрессивными режимами. Конечно, существуют примеры успешной деятельности иностранных инвесторов - например McDonald's, Ikea и PepsiCo - в России, но стоит какой-нибудь фирме перейти дорогу государственной (или контролируемой государством) корпорации, как в действие вступает механизм 'избирательного' правосудия, манипуляции налоговых и регулирующих органов, и неприкрытый шантаж со стороны административных структур.
Результаты этого, увы, слишком часто замалчиваются западными, в том числе американскими, корпоративными боссами и политиками, изо всех сил обхаживающими кремлевских приспешников г-на Путина. Некоторые утверждают, что 'дело 'ЮКОСа'' было 'разовой' акцией, и сегодня Россия вернулась на путь истинный, вновь превратившись в стабильный и надежный рынок для инвестиций. Однако, когда общепризнанные нормы искажаются и нарушаются, это лишь подстегивает путинскую кремлевскую клику, думающую только о собственных политических, личных и экономических интересах.
Примеры такого давления множатся:
- Royal Dutch Shell и BP подверглись необоснованным угрозам со стороны регулирующих органов и были вынуждены отказаться от контрольных пакетов акций в своих российских проектах.
- У Motorola по распоряжению государственных структур была изъята крупная партия мобильных телефонов, признанных 'вредными' для здоровья российских потребителей.
- Starbucks недавно пришлось 'полюбовно' улаживать вопрос о нарушении российскими фирмами законодательства о патентах и торговых марках - попытка подать официальный иск обернулась бы значительными издержками из-за коррумпированности судебной системы.
- Рыночная капитализация Peter Hambro Mining в одночасье снизилась почти на 200 миллионов долларов из-за угроз российских властей отобрать у нее лицензию на добычу.
- Филиал Barrick Gold сталкивается с аналогичным давлением: чтобы вынудить его продать пакет своих акций российской компании, поддерживаемой государством, власти замучили компанию проверками соблюдения лицензии на добычу, а экологическое ведомство вообще рекомендует ее отозвать.
Ответственная внешняя политика, учитывающая интересы наших корпораций, должна предусматривать превентивные меры, призванные защитить американский бизнес от подобного преследования иностранными государствами. Необходимо, в сотрудничестве с правозащитными неправительственными организациями, создать механизм, позволяющий привлечь Кремль к ответственности. Один из возможных вариантов - учреждение независимой международной структуры, своеобразного 'омбудсмана', для разрешения подобных конфликтов в рамках закона.
'Дело 'ЮКОСА'' - вовсе не исключительный случай. Оно должно послужить предостережением об опасностях, связанных с деловыми операциями в России - предостережением, которое игнорируется нашими претендентами на президентский пост, а также корпорациями и их юридическими службами, которые поступаются своей социальной ответственностью перед собственными акционерами и деловым сообществом в целом.
Роберт Р. Амстердам - совладелец юридической фирмы Amsterdam and Peroff со штаб-квартирой в Торонто, член международной группы адвокатов бывшего главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского
_________________________________
Хиллари Клинтон: "Он бывший агент КГБ. А значит души у него нет" ("Reuters", Великобритания)
"Джон Маккейн: "В глазах Человека года я вижу три буквы: 'К', 'Г' и 'Б'" ("The Boston Herald", США)