Российский энергетический гигант ОАО 'Газпром' агрессивно вторгается на европейский рынок розничных поставок газа и планирует напрямую поставлять газ и электричество потребителям, заявил высокопоставленный представитель компании.
Первым плацдармом для реализации этих планов должна стать Великобритания.
Виталий Васильев, глава Gazprom Marketing and Trading, дочернего предприятия российского гиганта в Великобритании, предсказывает, что 'Газпром', контролирующий сегодня 1,5 процента поставок газа предприятиям и организациям, в течение трех лет увеличит эту долю до 14%. ''Газпром' хочет быть энергетической компанией, а не просто поставщиком газа, - сказал он в интервью. - Мы хотим участвовать во всех звеньях цепочки добавленной стоимости'.
Конечно, 140 сотрудников и скромный офис в пригородах Лондона - это не то, что обычно ассоциируется с такими планами. Эксперты считают их непомерно амбициозными. Тем не менее, европейским оптовикам 'Газпром' и так уже поставляет четверть всего газа. К тому же, он переходит в наступление как раз вовремя: чтобы дать потребителям электричества и газа больше выбора, Европейский Союз делает шаги в сторону открытия энергетических рынков. Это означает, что для новых участников будут созданы благоприятные условия и предоставлен доступ к распределительным сетям.
Однако существует опасение, что либерализация рынка сыграет на руку государственным энергетическим гигантам вроде 'Газпрома'. 'Газпром' является воплощением буквально всего, с чем борется ЕС - крупная вертикально интегрированная национальная корпорация, обладающая монопольным правом на экспорт газа, владеющая месторождениями и трубопроводом. Сейчас в Евросоюзе обдумывают, какие превентивные меры принять против вторжения 'Газпрома' и как предотвратить возможность захвата европейских распределительных сетей такими компаниями.
Так как во многих европейских странах до сих пор доминируют такие же монополисты, не терпящие вторжения чужаков, планы 'Газпрома' во многом обречены. 'Пока существует эта система монополий, 'Газпрому' будет очень трудно расширить свое влияние, - говорит Владимир Милов, бывший замминистра энергетики, а ныне глава Института энергетической политики в Москве. - Их друзья на самом деле не хотят их пускать'.
Особенно усугубляют недоверие к 'Газпрому' воспоминания двухлетней давности, когда во время споров о цене газа с Украиной он перекрыл трубу, чем вызвал перебои с поставками в Европу. В западных столицах 'Газпром' обвиняли в том, что он является инструментом для реализации внешней политики Кремля, однако компания это отрицает.
Появление 'Газпрома' на британском рынке совпало с похолоданием в Британо-российских отношениях, вызванном убийством в 2006 году в Лондоне бывшего агента КГБ Александра Литвиненко. Россия отказалась выдать Андрея Лугового, которого британская прокуратура обвиняет в убийстве, и это в свою очередь спровоцировало целую череду дипломатических скандалов в прошлом году.
Глава GM&T Васильев, 35-летний выпускник бизнес-школы Стэнфордского университета, говорит, что похолодание в отношениях стран не мешает реализации планов компании в Великобритании. 'Если потребители выбирают нас, несмотря на весь негатив в СМИ, значит, они верят, что мы - хороший поставщик', - говорит он.
Самый большой прорыв 'Газпрома' в Европе приходится на конец 2006 года, когда он подписал исторический контракт с итальянской энергетической группой Eni SpA, по которому 'Газпром' получил право продавать 3 миллиарда кубометров газа в год напрямую итальянским потребителям.
В том же году 'Газпром' также проявлял интерес к покупке Centrica PLC, крупнейшей в Британии компании, занимающейся коммунальным газоснабжением. Однако британские политики, обеспокоенные вмешательством Кремля в вопросы энергетической безопасности Великобритании, призвали правительство заблокировать сделку.
Тогда 'Газпром' стал действовать осторожнее. Его первым приобретением за пределами России стала Pennine Natural Gas, небольшая газовая компания, которая делает основной упор на поставках для предприятий малого и среднего бизнеса. Позже 'Газпром' приобрел еще одну небольшую компанию Natural Gas Shipping Services. Сейчас у 'Газпрома' около 5 000 клиентов в Великобритании, среди которых есть и такие, как, например, футбольный клуб 'Манчестер Юнайтед'.
Британские брокеры, покупающие газ у GM&T, очень ими довольны. ''Газпром' - новичок на рынке, поэтому они расторопны и современны', - говорит Майкл Эббот (Michael Abbott), заместитель управляющего директора компании Inenco, которая занимается консалтингом в области и энергетики и является клиентом GM&T.
Аналитики говорят об агрессивной стратегии компании. ''Газпром' слабо представлен на рынке, но они каждый месяц приобретают все больше и больше клиентов', - говорит Биной Дхарси (Binoy Dharsi), аналитик Datamonitor.
Что касается опасений относительно растущей зависимости Европы от российского газа, то большая часть газа, который продает компания, - говорит Васильев, - приходит не из России. Из 16 миллиардов кубометров газа, проданных GM&T в Западной Европе в прошлом году, 10 миллиардов было получено по долгосрочным 'своп'-контрактам у других европейских групп, таких как датская DONG Energy A/S или у третьих сторон.
Эти контракты серьезно сократили расходы по транспортировки. 'Наши сибирские месторождения находятся в 7 000 километрах от британских потребителей, - говорит Васильев. - Чтобы физически доставить газ в Великобританию, нужно семь дней'.
GM&T приходит и на французский рынок. Васильев говорит, что в прошлом году продал 500 миллионов кубометров напрямую промышленным потребителям газа и собирается увеличить это число до 2,5-3 миллиардов кубометров к 2011 году. Он также хочет осуществлять поставки и для малого бизнеса, как в Великобритании.
Но с Францией иметь дело куда труднее, чем с Великобританией. 'Для них это будет довольно сложно, потому что потребители не любят менять поставщиков', - говорит Дхарси. Франция менее либеральна экономически, чем Великобритания, поэтому GM&T будет труднее просто купить местного поставщика вроде Pennine.
Прорыв на немецкий розничный рынок также дается нелегко. 'Газпром' подписал соглашения об обмене активами с Wintershall, газовым подразделением немецкого химического гиганта BASF AG, и энергетическим гигантом E.On AG, согласно которому обе компании получают долю в разработке огромного Южнорусского месторождения в Сибири в обмен на долю в розничных поставках газа. Однако 'Газпром' и E.On до сих пор не договорились о конкретных условиях обмена.
'E.On не хочет обменивать реальные активы на доступ неизвестно к чему', - говорит Милов.
Деятельность GM&T составляет лишь крохотную долю в показателях 'Газпрома'. В декабре 'Газпром' сообщил о прибыли за второй квартал в 102,87 миллиарда рублей (4,2 миллиарда долларов) при выручке в 532,37 миллиарда рублей. Вся выручка GM&T за 2006 год составила 1,5 миллиарда фунтов ($2.97 миллиардов).
Наряду с осуществлением торговых сделок, Васильев много времени тратит на борьбу с негативным образом 'Газпрома'. В 2006 году он выступил перед комитетом по торговле и промышленности Британской платы общин, пытаясь убедить ее членов в том, что 'Газпром' не является слепым агентом российского правительства.
Для 'Газпрома' работа в Великобритании служит, прежде всего, учебным целям. 'Это возможность проникнуть на рынок, попытаться понять, как он устроен, и научиться работать на нем, - говорит он. - Мы занимаемся вещами, которых 'Газпром' раньше никогда не делал. На это уйдет какое-то время'.
В подготовке статьи участвовал Грегори Л. Уайт (Gregory L. White).