Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обращение к нации

Буш даже не сумел заверить американцев в том, что они могут рассчитывать на скорое окончание иракской войны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шесть лет назад президент Буш начал свое обращение к нации двумя сильными предложениями: 'Ситуация в мире непростая. Сегодня наша страна ведет войну, в нашей экономике спад, а перед цивилизованным миром стоят беспрецедентные угрозы. Однако еще никогда наш союз не был столь сплоченным'. Вечером в понедельник президент начинал свое выступление на фоне не менее сложной ситуации

Шесть лет назад президент Буш начал свое обращение к нации двумя сильными предложениями: 'Ситуация в мире непростая. Сегодня наша страна ведет войну, в нашей экономике спад, а перед цивилизованным миром стоят беспрецедентные угрозы. Однако еще никогда наш союз не был столь сплоченным'.

Вечером в понедельник президент начинал свое выступление на фоне не менее сложной ситуации: после шести лет невыполненных или неискренне данных обещаний и ошибок воистину исторического масштаба, Соединенные Штаты ведут две войны, их экономика движется к рецессии, перед цивилизованным миром по-прежнему стоят чудовищные угрозы - а симпатии и уважения к Соединенным Штатам заметно поубавилось.

Страна расколота по вопросу войны в Ираке, раздираема межпартийными противоречиями, трепещет в ожидании экономического кризиса и ожесточенно спорит практически по всем тем вопросам, которые Буш пытался решить в 2002 г. И лучшим, что смог предложить Буш, был призыв к индивидуальной инициативе - благородная идея, оказавшаяся в руках Буша еще одним предлогом снять ответственность с органов власти.

Слушая вечером в понедельник это выступление, мы думали, что оно было бы совсем другим, если бы Буш воспользовался чувством единства, возникшим после терактов 11 сентября, для того, чтобы сплотить нацию, вместо того, чтобы присваивать себе все больше полномочий и начинать провальную кампанию в Ираке. Оно было бы совсем другим, если бы Буш отвечал за свои слова о сострадательном консерватизме или хотя бы следовал фискальной дисциплине старомодного консерватизма. Все было бы иначе, если бы он действительно попытался достичь межпартийного сотрудничества, о котором говорил в 2002 г. и много раз после того.

Тогда в своем вчерашнем выступлении он мог бы с удовлетворением отметить сбалансированность бюджета, при котором налоги создают денежную массу, достаточную для обеспечения реальных потребностей страны, в том числе медицинского обслуживания детей из бедных семей и восстановления Нового Орлеана. Вместо этого, Буш призвал - в который раз - к закреплению введенных им налоговых послаблений и пригрозил налагать вето на законопроекты, предусматривающее излишнее расходование бюджетных средств - этой идеи не было в его программе в то время, когда Конгресс был республиканским.

Если бы Буш нормально выполнял свои обязанности хотя бы в последние недели, то в своем выступлении он мог бы с удовлетворением отметить достижение подлинно межпартийного согласия по эффективному плану экономического стимулирования. Буш мог бы объявить не только о налоговых скидках, уже согласованных Белым домом и Палатой представителей, но и о расширений числа категорий получателей пособий по безработице и временном увеличении продовольственных пайков для наиболее уязвимых групп населения.

Эти идеи принадлежат не только демократам. Независимое Бюджетное управление Конгресса считает эти меры по стимулированию гораздо более эффективными, чем налоговые скидки.

Если бы Буш позволил состраданию и здравому смыслу одержать верх над идеологией, то в своем вчерашнем выступлении он мог бы с удовлетворением отметить распространение программы медицинского страхования на десятки миллионов детей с работающими родителями. Буш наложил вето на законопроект о расширении программы S-chip и даже не согласился полностью финансировать уже существующее страховое покрытие, считая, что лишь небольшая доля родителей перейдет из частных страховых компаний в государственные, если государство предложит им помощь в приобретении полиса.

В 2003 г. президент предложил ввести льготу на приобретение лекарств по рецепту в рамках программы Medicare, что стало его знаковым достижением в деле реформы системы медицинского страхования. Но сопротивление консервативных республиканцев в Конгрессе он преодолел с трудом, и с тех пор его желание сделать здравоохранение доступным для всех американцев улетучилось.

Призыв к иммиграционной реформе Буш включал во все свои предыдущие обращения к нации. Но риторика никогда не дополнялась у него сильными идеями или политической страстью. Выдвинутая в прошлом году инициатива по проведению всеобъемлющей реформы была разгромлена правым крылом его партии, которое продолжает сеять ненависть в ходе избирательной кампании. Вот его вчерашнее прозрение: 'Незаконная иммиграция осложнена'.

В 2002 г. Буш говорил о международной коалиции, осуществившей вторжение в Афганистан, о консенсусе среди цивилизованных стран в отношении борьбы с терроризмом, о том, как теракты 11 сентября сплотили страны мира под руководством Америки. 'Хорошая война' в Афганистане вскоре оказалась в тени иракской авантюры Буша, которая резко снизила шансы на успех. Шесть лет спустя военнослужащие Соединенных Штатов и их союзников продолжают воевать и гибнуть в Афганистане, а талибы вновь обретают силу.

Буш даже не сумел заверить американцев в том, что они могут рассчитывать на скорое окончание иракской войны. Вместо этого, он сделал то же пустое обещание, что и в прежние годы: американские войска вернутся домой, когда Ирак сможет защитить себя сам. Недавно министр обороны Ирака заявил в интервью Times, что его силы смогут в полной мере поддерживать мир и защищать свою страну лишь после 2018 г.

Увеличение Бушем военного контингента в Ираке сыграло положительную роль в стабилизации обстановки в некоторых районах Багдада и снижении числа потерь. Однако 2007 г. стал самым кровопролитным после вторжения 2003 г., и, что еще важнее, Бушу практически нечем похвастаться в области политического примирения, являющегося единственной гарантией прочного мира. Буш предпринял мало реальных усилий, чтобы заручиться поддержкой соседей Ирака в деле стабилизации страны.

В конце концов, если говорить об Ираке, то обращения Буша больше всего запомнятся его лживыми заявлениями - о фиктивной 'оси зла', несуществующих алюминиевых трубах и африканском уране , опасном оружии, которого никогда не было. Ни один президент не хотел бы иметь такое наследие.

У Буша остался еще год, и ему нужно решить множество серьезных проблем. Ему пора, наконец, оставить узкопартийный подход, пустые угрозы и риторику. Положение страны тревожно. Нации срочно требуется лидерство.

* S-chip - сокращение от State Children's Health Insurance Program (государственная программа медицинского страхования детей) (Вернуться к тексту статьи)

* В 2002 г. администрация Буша утверждала, что Ирак приобрел в Китае партию алюминиевых труб с целью создания центрифуги для обогащения урана и пытался купить в Нигере урановый концентрат. (Вернуться к тексту статьи)

_________________________________

В последние годы США проигрывают в битве идей ("The Washington Times", США)

Тоска по Америке ("The Washington Post", США)