Вашингтон - Рост напряженности между Соединенными Штатами и Россией по поводу Ирана - это лишь небольшая деталь в усложняющихся отношениях между двумя странами. Многие дипломаты и эксперты считают, что отношения эти находятся в самом худшем состоянии с момента окончания 'холодной войны', и что существует большая опасность их дальнейшего осложнения.
Хотя официальные представители США публично стараются преуменьшить значение роста напряженности, череда конфликтов заставила некоторых людей из администрации Буша прийти к выводу о том, что по причинам внутреннего и геополитического порядка России сейчас удобнее считать Соединенные Штаты врагом, а не союзником.
Правительство российского президента Владимира Путина, казна которого переполнена нефтедолларами, а внешняя политика становится все более агрессивной, бросает вызов администрации Буша по целому ряду вопросов, причем происходит все это в последние месяцы. Хотя Соединенные Штаты очень нуждаются в помощи России для решения ближневосточной и других проблем, Москва становится на дыбы и идет на конфронтацию с США по целому ряду вопросов, включая Иран, Косово, противоракетную оборону, расширение НАТО, соглашения по контролю над вооружениями, а также государственное управление в своей собственной стране.
Язвительные споры между двумя странами звучат все громче, и некоторые иностранные дипломаты и аналитики опасаются, что в таких местах, как Косово и Грузия, столкновение интересов может привести к насилию.
'Траектория взаимоотношений уверенно идет вниз', - говорит профессор политологии из Стэнфордского университета и эксперт по странам бывшего Советского Союза Майкл Макфол (Michael McFaul). Своего пика двусторонние отношения достигли после терактов 11 сентября, но сегодня они, как отмечает Макфол, 'в самом худшем состоянии за последние 20 лет'.
Что касается Ирана, то русские на встрече в Берлине на прошлой неделе выступили против попыток США ввести более ощутимые санкции против Тегерана. В итоге администрации Буша пришлось довольствоваться совсем не тем, чего она добивалась, а гораздо меньшим.
На встрече главное место заняла перебранка между российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем США Кондолизой Райс (Condoleezza Rice), которая является специалистом по России и Советскому Союзу. 'Это было отнюдь не просто', - сказал позже министр иностранных дел Германии, дипломатически сдержанно комментируя напряженные дискуссии во время встречи.
В основе усиливающейся напряженности лежит изменение позиций России за последние несколько лет. Из страны, когда-то стремившейся к полной интеграции с Западом, она превращается в государство, пытающееся стать независимым центром силы, способным противостоять чрезмерному, по его мнению, влиянию Соединенных Штатов. Российские руководители рассчитывают на то, что выступая против теряющей популярность администрации Буша, они укрепляют свои позиции внутри страны, обретая, вместе с тем, лидирующее положение за рубежом.
По словам чиновников из Белого Дома, российское руководство считает, что Соединенные Штаты Америки воспользовались ослаблением позиций России после окончания 'холодной войны' в начале 90-х годов.
'Мнение русских таково: 'Мы были слабыми, и нам нанесли удар в спину, нас предали. Но сейчас мы вернулись, вернулись окрепшими'', - заявил высокопоставленный представитель администрации, пожелавший остаться неизвестным при комментировании внутренних оценок.
'Похоже, им нравится бороться с нами и обвинять нас то в одном, то в другом, - продолжил этот представитель, - им нравится, когда у них есть враг'.
По мнению многих россиян, поведение США в мире за последние годы изменилось в худшую сторону, и теперь на него нужно реагировать по-другому.
'Сегодня Америка напоминает человека, который входит в бар с ружьем в руке и говорит: 'Эй, если вы не проявите достаточного терпения, то я вас здесь всех перестреляю на месте', - говорит руководитель московского Института проблем глобализации Михаил Делягин, - они воспринимают любой признак несогласия как проявление агрессии против них самих'.
Обе стороны уже дошли до того, что начали сравнивать друг друга, пусть и косвенно, с нацистской Германией.
Жалоба на то, что Запад воспользовался слабостью России, напоминает недовольство нацистов 'плохой историей 20-го века', когда они пытались заручиться поддержкой населения у себя в стране. Об этом говорит упомянутый выше представитель администрации Буша.
Путин жестко изложил свои позиции в феврале прошлого года в Мюнхене, когда не называя Соединенные Штаты напрямую, он пожаловался на страны, стремящиеся расширить свое глобальное влияние подобно нацистам перед Второй мировой войной.
На публике высокопоставленные американские чиновники стараются не афишировать свои споры с Россией, говоря о том, что не считают Россию врагом, а также отмечая сотрудничество двух стран по таким вопросам, как борьба с терроризмом и северокорейская программа создания ядерного оружия.
Они не придают значения новым дебатам в кругах экспертов по внешней политике на тему 'Кто потерял Россию?', которые напоминают споры середины 20-го столетия по вопросу 'Кто потерял Китай?'.
'Начавшиеся в последнее время разговоры о новой 'холодной войне' это гипертрофированная чушь', - заявила в среду Райс в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе.
'Мы не настроены против России, - заявил в интервью заместитель госсекретаря по европейским делам Дэниел Фрид (Daniel Fried), - мы не враги. И мы не пытаемся ослабить Россию'.
Но трения стали отчетливо видны.
В прошедшем месяце Россия начала поставки ядерного топлива для иранской атомной электростанции в Бушере, несмотря на возражения США. Россия вместе с Китаем вынудили ООН отсрочить и ослабить новые санкции против Ирана, за которые выступал Вашингтон.
Россия также выступила против предложений в адрес Организации Объединенных Наций о предоставлении независимости сербской провинции Косово. Американские представители продемонстрировали свою поддержку отделению Косово, но Россия поддержала Сербию. Некоторые аналитики опасаются, что данный шаг может подтолкнуть Белград к началу военных действий, если Косово, как и ожидается, провозгласит в феврале независимость.
Российские представители намекают, что если Соединенные Штаты Америки официально поддержат независимость Косово, то Россия выступит в поддержку независимости самопровозглашенной республики Абхазия, вышедшей из состава проамерикански настроенной Грузии. Такой шаг способен привести к военной конфронтации между Грузией и Абхазией, на территории которой размещены российские миротворческие силы.
Российские власти пригрозили также предпринять ответные шаги против Польши и Чехии, если те примут участие в американском проекте создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе. Столкнувшись с таким давлением, новое польское правительство начало пересматривать данные ранее обещания.
Россия в прошлом году 'временно приостановила' свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Это соглашение времен 'холодной войны' направлено на ограничение численности обычных вооруженных сил вблизи границ государств-участников. Такие действия Москвы ставят под сомнение ее намерения соблюдать остальные соглашения в области контроля над вооружениями.
А в этом месяце Россия направила в качестве своего представителя в НАТО политика националистического толка Дмитрия Рогозина, который считает, что североатлантический альянс утратил свое легитимное предназначение. Данный шаг расценивается как сигнал о намерении России противостоять дальнейшему расширению НАТО, которое Москва считает угрозой своим интересам.
Российские аналитики признают, что правительство Путина пытается использовать антиамериканские настроения в собственных целях.
'Стало очень популярным и относительно несложным занятием использовать антизападные и антиамериканские чувства в качестве официальной политической позиции, - говорит президент московского Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, - но если бы общество не было ориентировано на антиамериканизм, Путин никогда бы не выступил с речью, подобной той, которую он произнес в Германии'.
Российские аналитики утверждают, что Соединенные Штаты Америки несут равную, если не большую ответственность за напряженность в отношениях между двумя странами. По их словам, Россия и США часто вступают в конфронтацию из-за ошибок во внешней политике Вашингтона.
Так, в косовском вопросе среди россиян широко распространено мнение, что Америка недооценивает ту степень дестабилизации, которую независимость провинции вызовет в Европе. Многие россияне также опасаются, что жесткий подход США к Ирану является контрпродуктивным.
Более того, Россия очень болезненно относится к участию США в делах бывших советских республик, таких как Грузия, не говоря уже о плане противоракетной обороны. Аналитики и официальные лица говорят о наличии у россиян ощущения того, что их бывшие противники посягают на Россию.
'Если бы Россия сделала нечто подобное в странах, граничащих с США, - говорит Делягин, - то я думаю, что Соединенные Штаты пошли бы и на то, чтобы объявить нам войну'.
Профессор Макфол из Стэнфорда отмечает, что у России, в отличие от ее советского предшественника, нет возможностей, чтобы препятствовать Соединенным Штатам в обеспечении своих интересов национальной безопасности во многих областях. В лучшем случае Россия может лишь играть роль 'помехи', немного препятствуя США в достижении своих целей.
Но в ряде случаев России все же удавалось срывать американские планы. В 2005 году она заставила правительство Узбекистана закрыть американскую военную базу, которая использовалась для обеспечения действий западных войск в Афганистане. Как говорит Макфол, 'у американцев была большая стратегическая заинтересованность в сохранении этой базы'.
Консерваторы из администрации Буша периодически выступают за ужесточение политики в отношении России. В 2006 году вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) в своей речи в столице Литвы Вильнюсе обвинил Россию в отходе от демократии и в использовании своих энергоресурсов для оказания недобросовестного давления на соседние страны.
По словам Макфола, эта речь предназначалась не только для русских, но и для умеренных противников Чейни в рядах администрации. Однако радикального пересмотра политики Вашингтона в отношении России так и не произошло.
'Администрация Буша могла занять гораздо более конфронтационную позицию, но она все делает для того, чтобы смягчить тон высказываний', - говорит Чарльз Купчан (Charles A. Kupchan), директор европейских исследований из Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) и бывший сотрудник Совета национальной безопасности в администрации Клинтона.
Но представители администрации все-таки заявляют о том, что будут откровенно и четко излагать свою позицию по некоторым вопросам, таким как права человека и демократия в России, даже если это будет грозить дальнейшим ухудшением отношений. Они также намерены чутко реагировать на любые действия Москвы по усилению влияния на соседние страны, такие как Грузия и Украина.
Как отметил высокопоставленный чиновник из администрации, русским нужно то, что 'они называют более равноправными отношениями, и что я бы назвал требованием к США согласиться с российской сферой влияния в суверенных странах. Но мы не намерены этого делать'.
Он добавил, что если Москва ощутит, как теряет шансы на полную интеграцию с Западом, то 'это будет их вина, а не наша'.
Свой материал для статьи предоставила Меган Стэк (Megan Stack).
___________________________________________________________
Путин: жестокий деспот, втягивающий Запад в новую 'холодную войну' ("Daily Mail", Великобритания)
Нельзя отступать перед шпионократией Кремля ("The Times", Великобритания)
Рост антиамериканизма в России ("U.S.News", США)