Ловкачи выдают европейские полотна за русскую живопись и обводят вокруг пальца нуворишей путинской эпохи, сегодняшних законодателей моды на международных аукционах.
В мире искусства мода на все русское: главная выставка, открывшаяся на днях в Лондоне, в Королевской академии искусств, называется 'Из России...', а владельцы аукционов получают баснословные барыши на продаже украшений, принадлежавших царской семье. Выручка от 'русских торгов' выросла с 10 миллионов в 2000 году до 216 миллионов в прошлом.
За эту бешеную популярность приходится платить. Подделки под русское искусство заполонили 'Сотби', 'Кристи' и другие аукционные дома, как, впрочем, и апартаменты доверчивых нуворишей путинской поры. Тех, что ведут вполне светскую жизнь и владеют особняками по всей Европе, но испытывают при этом некий патриотизм в том, что касается искусства. Особой любовью у них, а, значит, и у ловкачей пользуются пейзажи 19-го века, авангардистские работы двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия, полотна Шишкина, Поленова или Васильева.
Причем не обязательно речь идет о копиях или современных работах, авторство которых приписывается мастерам ушедшей эпохи. Надувательство заключается порою в том, чтобы адаптировать существующие европейские полотна и выдать их за русские. Один из обманутых коллекционеров, Валерий Узжин, заплатил более 94000 евро за холст под названием 'Летний день', который, по его мнению, принадлежал кисти русского передвижника Александра Киселева. На самом деле, это была картина датчанина Януса Ла Кура 'Лесная дорога, ведущая к крестьянскому дому' (1886), проданная за четырнадцать месяцами до этого в Копенгагене за 1300 евро. Чтобы фальшивка выглядела правдоподобно, вместо датской фермы нарисовали строения в русском стиле.
Подделка настолько искусная, что определить ее могут только эксперты. 'Это как в гонке вооружений. Изо дня в день приходится усложнять методологию, чтобы не отставать от все более изощренных фальшивок', - признался в интервью The Times Ричард Эллис из Скотланд-Ярда.
Именно благодаря новым методам выяснилось, что половина полотен в московской квартире Валерия Узжина, - 30 работ девятнадцатого века на общую сумму около 3,5 миллионов евро, - были написаны, в действительности, художниками из стран Центральной Европы. Считается, что ловкачи устроили подобным способом 120 картин западноевропейских живописцев. Купили их по цене 12000 евро за полотно, самое большее, немного подмалевали, а затем продали чуть ли не по 600000 евро.
______________________________________
Хватит 'ради народа' прятать великое искусство в подвалах ("The Guardian", Великобритания)
Из России с осторожностью ("The Guardian", Великобритания)
В красном углу ("The Economist", Великобритания)