В Англии футбольные болельщики любят поиздеваться над судьями, скандируя: 'Ты не знаешь, что творишь'. Если бы на прошлой неделе протестующим демонстрантам удалось приблизиться к месту проведения Всемирного экономического форума в Давосе, они имели бы все основания приветствовать мировых лидеров, собравшихся на этом альпийском курорте, такой же 'кричалкой'.
Казалось бы, в Давос съехались 'властелины мира': президенты, премьеры, банкиры, миллиардеры. Если кто-то и может разобраться в том, что происходит на планете, то это именно они. Тем не менее, на Форуме явно ощущалась растерянность - и это не может не внушать тревогу.
Фоном для нынешнего Давоса стал обвал котировок на биржах, паническое снижение процентных ставок, и масштабная банковская афера. Мировая финансовая система сегодня так усложнилась, что никто уже не может понять, насколько серьезны одолевающие ее проблемы. Наличие этой главной 'известной неизвестной' величины означает, что на все остальные важнейшие вопросы ответить стало гораздо труднее. Ждет ли Америку серьезный экономический спад? Это как посмотреть. Велико ли будет его дестабилизирующее воздействие на другие страны? Бог его знает. Как политикам и регулирующим органам следует реагировать на сложившуюся ситуацию? Трудно сказать.
На прошлогоднем Форуме бизнесмены и финансисты все еще были охвачены 'глобализационной эйфорией', а тревогу и уныние демонстрировали люди, причастные к международной политике. В этот раз они поменялись ролями. Если финансисты сегодня напуганы, то для политиков наступили относительно спокойные времена. Масштабы кровопролития в Ираке снизились, угроза войны между США и Ираном ослабла, на Ближнем Востоке начались мирные переговоры. Ситуация в Афганистане достаточно неприглядна, но пока не приобрела катастрофического характера.
Поскольку никакой острый кризис не отвлекает сегодня внимания международно-политической 'тусовки', у нее появилась возможность присмотреться к долгосрочным тенденциям. Политики тоже пытаются осмыслить последствия глобализации. И если банкиров волнует вершина 'пирамиды', - движение миллиардов долларов по каналам международной финансовой системы - то политических аналитиков все больше занимает вопрос о том, как глобализация затрагивает людей у ее подножия.
Цены на продовольствие и энергоносители быстро растут. С доступностью воды тоже возникают проблемы - на разных континентах, от Австралии до Африки. И в Давосе не раз всплывала тема борьбы за эти основополагающие ресурсы - пищу, энергию и воду.
Во многом изменения в этой сфере связаны с глобализацией - и в особенности 'взлетом' Китая и Индии. За последние 12 месяцев мировые цены на нефть подскочили на 80%; при этом с 2001 г. рост спроса на 'черное золото' на 40% связан с увеличением его потребления в Китае. Мировые цены на продовольствие за последний год также увеличились - примерно на 50%. Отчасти это обусловлено краткосрочными факторами - засухой в Австралии и эпизоотией, поразившей свиней в Китае. Но главная (и долгосрочная) движущая сила роста цен на продукты питания - повышение уровня жизни в Китае и Индии.
В то же время, урбанизация и индустриализация способствуют росту потребления воды - и это в тот период, когда изменение климата приводит к перебоям с водоснабжением. В Китае зона дождей смещается к северу, а сами осадки становятся интенсивнее. Уровень воды в Янцзы снижается. То же самое можно сказать и о других крупных реках в разных регионах планеты: Мюррее в Австралии, Колорадо в США, Тахо в Испании и Португалии. Бизнесмены осознают, что проблема усиливается. Выступая в Давосе, Эндрю Ливерис (Andrew Liveris), председатель правления Dow Chemical, даже назвал воду 'нефтью 21 века'.
Проблемы с продовольствием, энергоносителями и водой взаимосвязаны. Попытки Америки найти альтернативу нефти привели к массированным капиталовложениям в производство биотоплива, которое вырабатывается из кукурузы. Это, в свою очередь, обернулось сокращением возможностей для использования кукурузы в пищевой промышленности и росту цен на продовольствие. Одновременно, необходимость увеличения площадей сельскохозяйственных земель для выращивания зерновых приводит к вырубке лесов в Бразилии - что может усугубить процесс глобального потепления, и заодно увеличить нагрузку на мировые водные ресурсы.
Параллельно с ростом цен на продовольствие, энергоносители и воду усиливается вероятность политических конфликтов из-за этих ресурсов. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon), выступая на Форуме, отметил, что дефицит воды стал одной из причин столкновений в Дарфуре.
Джейми Миссик (Jami Miscik), глава отдела глобальных суверенных рисков в фирме Lehman Brothers, указывает на ряд других событий, пусть не столь драматичных, но не менее наглядно свидетельствующих о политических последствиях растущих цен на продовольствие и энергоносители: массовые беспорядки, разразившиеся в Мексике прошедшим летом, после резкого повышения цен на кукурузную муку; демонстрации протеста в Индонезии в этом месяце, вызванные подорожанием соевых бобов; давку с человеческими жертвами в одной из западных провинций Китая, возникшую в прошлом сентябре при продаже растительного масла по сниженным расценкам, замораживание цен на продукты питания в России накануне парламентских выборов в декабре прошлого года; введение талонов на газ и бензин в Иране; массовые отключения электроэнергии в Аргентине и ЮАР.
В этом месяце президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) повысил цены на молоко на 37%, и пригрозил вводом войск на предприятия пищевой промышленности и их национализацией, если те не увеличат поставок своей продукции государству.
Все эти примеры относятся к событиям внутриполитическим. Однако конкурентная борьба за продовольствие, воду и энергоносители может спровоцировать и межгосударственные конфликты. Одно заседание в Давосе было посвящено перспективам добычи нефти и газа в Арктике. В ходе дискуссии было отмечено усиление военной активности в этом регионе: восемь держав-соперниц (включая Россию, США, Канаду и Норвегию) готовятся утвердить свои притязания на запасы ископаемого топлива, скрытые под полярными льдами, площадь которых из-за потепления неуклонно сокращается.
Планировалось, что темой Всемирного экономического форума 2008 г. станет 'сотрудничество ради инноваций'. Увы, новая эпоха 'сырьевых войн' ни к тому, ни к другому отношения не имеет.
Мониторинг: читатель ИноСМИ - tyusha
___________________________________________________
Нефть XXI века ("The Guardian", Великобритания)
Рост населения представляет угрозу. Но куда опаснее - алчность ("The Guardian", Великобритания)