Итак, Жорж Фреш (Georges Frеche), президент регионального совета Лангедок-Русильон, объявил о своем намерении установить статую Ленина в центре города Монпелье. Шквал негодования. Возмущению нет предела, хотя никого не смущает, что во Франции существует 5 867 улиц имени Тьера (Thiers), могильщика Парижской Комунны, брата-близнеца Адольфа. Старые песни на новый лад. Каждые шесть месяцев нас ждет сенсация, и какая! Разочарований не бывает. В свое время в моде был Мао, Мао-весельчак. В левацком джаз-бэнде твердые маоисты играли на геликонах. Они слышали только свою партию и пребывали в уверенности, что именно они ведут мелодию. На самом деле они играли всего одну ноту каждые четыре такта. Военные косточки. С тех пор они сменили веру, но продолжают делать то, что им удается лучше всего: читают проповеди в коридорах власти.
Жорж Фреш отрыл статую Ленина в Сиэтле - Але-оп! - он уже везет ее в свой родной регион со сладкой улыбкой на устах. Как говорил Гюго, 'бывших священников не бывает'. Ленин - автор двух знаменитых трудов: 'Что делать?' и 'Детская болезнь 'левизны' в коммунизме'. Во времена расцвета маоизма во Франции, левизной считали все подряд, все течения вперемешку, и саксофоны, и геликоны, всех, кто был левее самой Коммунистической партии. Сегодня слово 'левак' девальвировалось, так же как 'кинолюбитель', например. Левак может означать и парня, который голосует за Жоржа Фреша, и девушку, которая смотрит 'Астерикса'. Во времена Фреша 'левак' не был пустым звуком. Леваки были крутыми. Все гиганты мысли - Марселен (Marcellin), Папон (Papon), Фуше (Fouchet) - вели с ними борьбу не на жизнь, а на смерть. Когда я говорю о Фуше, я имею в виду Кристиана Фуше (1911-1974), который в 1968 году был министром образования. А не того Фуше , чей замечательный портрет нам оставил Стефан Цвейг. Эту книгу не мешало бы многим перечитать, перед тем как идти выбирать президента.
Итак, Пиранделло (1867-1936) родился в Агридженто, 'самом красивом городе смертных' (Пиндар), на юге Сицилии. Когда Пиранделло было всего два дня от роду, его семья перебралась в городок Каттолика-Эраклея в семи километрах от Агридженто. Из-за этого-то и разгорелся весь сыр-бор. В конце XX-го века мэр-коммунист Каттолики-Эраклеи кипел от возмущения из-за наглости Агридженто, который провозгласил себя родным городом Пиранделло и увел у Каттолики-Эраклеи из-под носа всю славу: коллоквиумы, статуи, торжества, богатые туристы. Каждая из коммун тянула одеяло на себя. И вот во время поездки в бывший СССР мэр Каттолики-Эраклеи нашел бесхозную статую Ленина в прекрасном состоянии. Ему бросилось в глаза потрясающее сходство этого Ленина с Пиранделло. За пригоршню рублей он купил ее, перевез в свой город и установил на центральной площади. Фанфары, речи, мемориальная доска, инаугурация, со статуи снимают покрывало, то зацепляется за даму, сидящую у окошка. Короче говоря, все прошло идеально. С тех пор ни кому не дозволено сомневаться в том, что это - не статуя Пиранделло.
Один французский профессор, находясь в командировке в Бухаресте, прогуливался по городу вместе с ректором местного университета. Когда они проходили мимо гигантской статуи Ленина, ректор с возмущением сказал: 'Подумать только, эти мерзавцы собираются ее сносить!'. Француз не мог скрыть своего удивления. 'Да плевать я хотел на Ленина, - сказал ректор. - Но лепили-то с меня!'.
С некоторым запозданием, прямо перед тем, как броситься, очертя голову, в капиталистическое чудо, Ханой в 1989 году тоже обзавелся статуей Ленина: бодрый Ильич уверенным шагом шел к светлому будущему. В городе эту статую тотчас же прозвали "Johnny Walker". Капитализм был уже на пороге.
А еще рассказывают, что как-то раз в Москве проходил конкурс часов с кукушкой. Второй приз получила кукушка украинского производства, которая каждые полчаса выскакивала и пела: 'Ленин! Ленин!'. Но первый приз единогласно присудили московским часам: ежечасно из окошка выглядывала голова Ленина и кричала: 'Ку-ку! Ку-ку!'.
* Жозеф Фуше - активный участник Великой французской революции, впоследствии ставший министром полиции Директории и Наполеона. В биографии-памфлете 'Жозеф Фуше' Цвейг создал портрет циничного политикана, хамелеона, с невероятной легкостью меняющего свое обличье, виртуозного мастера интриги, спокойно и расчетливо предавшего друзей и союзников и попирающего принципы, которые он сам некогда яростно отстаивал. (Вернуться к тексту статьи)
_________________________________
В свой 136-й день рождения Ленин все еще не дает покоя стране("The Independent", Великобритания)
Монумент ("New Yorker", США)