Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бывший кагебешник ловит киберпреступников

Вирусный мир изменился так же круто, как и сама компания Касперского

Бывший кагебешник ловит киберпреступников picture
Бывший кагебешник ловит киберпреступников picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трояны и боты, характерные для третьего поколения вирусов, гораздо сложнее своих предшественников и, вместо того, чтобы привлекать к себе внимание, 'они прячутся, так что обнаружить и удалить их очень трудно. Они умеют выживать в системе', - говорит Касперский. Это гораздо более серьезный вызов для производителей средств безопасности, чем удаление известных вирусов, и они должны работать на опережение, создавая технологии обнаружения нежелательных элементов в любых программах.

Основатель 'Лаборатории Касперского' Евгений Касперский считает себя современным революционером, стремящимся защитить нас от создателей вирусов

Мало кто из боссов компаний, производящих программное обеспечение, имел бы наглость выпустить ярко-красные футболки с изображением себя в виде современного Че Гевары. Мало кто собрал бы 50 журналистов в традиционном московском ресторане на ужине, закончившемся казацкими плясками вокруг несколько озадаченного певца-блондина в народном костюме из ансамбля балалаечников.

Но ведь, с другой стороны, мало кто из основателей российских фирм по разработке программного обеспечения завоевал мировую репутацию и признание миллионов пользователей. Этого добился Евгений Валентинович Касперский, 42-летний бывший старший лейтенант КГБ с голубыми глазами, бородкой и без галстука, основатель антивирусной компании 'Лаборатория Касперского'. Но никаких намеков на манию величия тут нет - с кружкой пива в руке он поистине свой парень.

Все началось с хобби: в 1989 г. Касперский стал собирать вирусы после того, как Cascade заразил компьютер министерства обороны. К 1991 г. он написал антивирусную программу для их обнаружения и обезвреживания, а в 1997 г. стал соучредителем компании 'Лаборатория Касперского'. Название компании дала его бывшая жена Наталья (возглавляющая ее уже десять лет) после того, как в результате спора с американским партнером оказалось, что они не могут использовать изначальное название своего продукта - AVP. Иногда им приходилось нанимать актеров, которые играли роль Касперского, но теперь Евгений слишком известен, чтобы прибегать к таким уловкам.

Вирусов все больше

У компании, основанной супружеской парой, теперь около 800 сотрудников и более 250 миллионов пользователей по всему миру. 'Лаборатория Касперского' остается частной, поэтому она не обязана предоставлять финансовую отчетность. Однако финансовый директор Евгений Буякин говорит, что в 2007 г. ее оборот составил около 200 млн. долларов, и, если рост продолжится, то 'через пять лет, а, может, и раньше, он может достигнуть отметки в миллиард долларов'. Цель - перегнать McAfee и занять второе место среди производителей средств программной защиты.

Вирусный мир изменился так же круто, как и сама компания, и, по словам Касперского, уже давно появилось третье поколение вирусов. На первом этапе господствовали вирусы, заражающие файлы, и другие вирусы, 'созданные детьми', часто переносившиеся на флоппи-дисках. Второй этап - 2000-2004 гг. - был эпохой таких интернет-червей, как I Love You и Melissa, часто проникавших в компьютер в качестве приложений к сообщениям электронной почты.

'Теперь мы живем в мире киберпреступников, - говорит Касперский, - злодеев, которые создают вирусы за деньги, и любителей среди них нет! Большая часть зараженного кода распространяется через вредоносные веб-страницы, а для того, чтобы завлечь туда людей, они пользуются методами социальной инженерии: спамом, фишингом (выуживанием личных данных - прим. пер.), блогами, форумами, сайтами Веб 2.0 и другими социальными сообществами'.

Трояны и боты, характерные для третьего поколения вирусов, гораздо сложнее своих предшественников и, вместо того, чтобы привлекать к себе внимание, 'они прячутся, так что обнаружить и удалить их очень трудно. Они умеют выживать в системе', - говорит Касперский. Это гораздо более серьезный вызов для производителей средств безопасности, чем удаление известных вирусов, и они должны работать на опережение, создавая технологии обнаружения нежелательных элементов в любых программах.

Это не всегда бывает просто. Касперский вспоминает об одной программе, которая каждый раз при входе в сеть, скрыто взаимодействовала с неизвестным сервером - 'типичная программа-шпион'. Вы бы ее уничтожили, не так ли? Оказалось, что это система предотвращения кражи, поставляемая вместе с ноутбуками, 'поэтому пришлось извиниться', улыбается он. Это один из примеров того, что Касперский называет 'серой зоной', где компании спорят о законности тех или иных вещей. Это проблема, потому что авторы вирусов стремятся создавать программы, которые не похожи на вирусы. Кто принимает решение? Он пожимает плечами: 'Иногда мы выигрываем, а иногда проигрываем'.

Эвристический подход изменил характер индустрии, решавшей проблемы по мере их поступления. 'В прошлом мы просто шли по следам злодеев, - говорит он. - Они выдумают какую-нибудь пакость, мы отвечаем контрмерой. Теперь они следят за нами, стремясь найти способы обхода нашей защиты, поэтому сейчас мы в примерно равном положении'.

Также Касперский благодарен компании Microsoft за то, что она положила начало тенденции к созданию универсальных решений, выведя на рынок свой продукт OneCare, у которого 'также есть возможности настройки и резервирования данных. Теоретически, он создавался не столько для защиты пользователей, но OneCare позволил им решить три главных проблемы технической поддержки'.

Это увеличивает стоимость продукта и требует больших навыков от компаний, желающих оказывать подобные 'управляемые услуги'. Но, как говорит Касперский, 'мы не боимся Microsoft' (который, купив в 2005 г. Sybari, стал одним из держателей лицензии 'Лаборатории'). Безопасность - 'одна из самых доходных областей, так что меня не удивляет, что они хотят войти и на этот рынок, - добавляет он. - Но для них это приоритет номер 12. Такая большая компания не может сосредоточиваться на безопасности, и для того, чтобы сделать что-то лучше нас, им придется сосредоточиться на ней в той же в мере, в какой на ней сосредоточены мы'.

Горизонты ширятся

Также 'Лаборатории Касперского' приходится конкурировать с Symantec и McAfee, распространяющими свои программы вместе с новыми компьютерами. Касперский говорит, что долгое время этот путь был закрыт: 'Вы кто? Маленькая российская компания. Но теперь мы стали международной компанией, и это одна из тех вещей, которые мы планируем делать'.

По его мнению, 'Лаборатория Касперского' обладает преимуществами в таких странах, как Китай и Бразилия, где рынок еще не насыщен. 'Для американских компаний американский рынок - всегда номер один, - говорит он. - Но не для нас'.

В долгосрочном плане 'Лаборатория Касперского' не прочь выйти на фондовый рынок - возможно, через одну из европейских бирж. Это обогатит ее основателей. 'Главное - не добыть денег, у нас их достаточно. Главное - получить доступ к важным клиентам, - говорит он. - Это непросто, если у вас частная компания - особенно, если речь идет о крупных клиентах в США и Великобритании'.

Однако Касперский не планирует выводить компанию из Москвы, где нет недостатка в выпускниках, которые, как и он сам, блестяще разбираются в математике, криптографии и программировании. Он считает, что большинство желавших уехать из России уже уехало, а некоторые готовы вернуться. Не стоит рассчитывать на то, что он перенесет свой бизнес в Оксфорд, где базируется британский филиал компании - Kaspersky Lab UK.

А ведь могло быть иначе. В 1990-е годы Касперский думал о переезде в Эйлсбери, чтобы работать у доктора Алана Соломона (Alan Solomon), отца британской антивирусной индустрии. Однако Наталья не могла себе представить, как можно уехать из России, и 'считала эмигрантов своего рода предателями'. В 1997 г. доктор Солли продал свою фирму S&S International компании Network Associates, позже ставшей McAfee. Безусловно, перспектива работать на конкурентов изумила бы бывшего кагебешника.

Джек Шофилд был в числе приглашенных на ежегодный Международный пресс-тур 'Лаборатории Касперского'

_________________________________________

Возрождение российской науки ("Business Week", США)

Главный борец с вирусами ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Привет от московских компьютерных вирусов! ("Die Welt", Германия)