("Программа перестройки японского архипелага" предложил в 1972 году депутат японского парламента Какуэй Танака (Kakuei Tanaka), избранный в том же году на пост премьер-министра Японии для ее осуществления. В основе программы лежала теория преодоления последствий экономического кризиса за счет развития инфраструктуры и подключения периферийных районов к центру страны).
Наиболее интересными элементами политической жизни России в прошлом году был вопрос о преемнике президента Владимира Путина и проблема усиления роли государства в экономике страны.
В 90-х годах в эпоху Бориса Ельцина Россией распоряжались "сроднившиеся" с правительством олигархи, заработавшие свои огромные капиталы в ходе приватизации экономики. Владимир Путин, придя к власти, положил конец их правлению, однако это привело к перераспределению собственности на российские энергоресурсы, проведенному Кремлем и так называемыми "силовиками" - бывшими сотрудниками КГБ и работниками действующих спецслужб. Со временем различия между политическими курсами силовиков и Владимира Путина, осуществлявшего прямой контроль над экономическим развитием страны, привели к появлению на сцене Дмитрия Медведева - выходца из стана либералов.
'Силовики', являющиеся, по сути, консервативными бюрократами, призывают к укреплению государственного капитализма, основанного на мощи, полученной благодаря высоким ценам на энергоресурсы. Эта "суверенная экономика" подразумевает создание гигантских государственных корпораций, специализирующихся в различных областях - от судостроения до нанотехнологий.
Либералы во главе с Дмитрием Медведевым оспаривают правильность такого курса, считая, что частные компании могут функционировать намного более эффективно, чем государственные корпорации. У спокойно развивающейся российской экономики в перспективе нет никаких гарантий стабильности. Угрозу представляют и бурно развивающиеся Китай и Индия. Для превращения из "северной Саудовской Аравии" в высокотехнологическое государство России помимо капиталов, вырученных от продажи энергоресурсов, которые составляют две трети ее внешних доходов, понадобится и динамичная работа частного сектора.
В прошлом году в своем послании президент Владимир Путин заявил о намерении использовать средства стабилизационного фонда, накопленный за счет экспорта нефти, для улучшения инфраструктуры страны, включая строительство автомобильных и железных дорог, а также жилья. Можно сказать, что Россия приняла свой вариант "Программы перестройки японского архипелага". Кремль переходит от своей "политики отбирать" к "политике давать".
Для того чтобы сконцентрировать усилия на этом направлении, Владимиру Путину понадобилось привлечь хорошо знакомого ему человека, им стал Дмитрий Медведев. После победы правящей партии "Единая Россия" на парламентских выборах в декабре прошлого года у Владимира Путина появилась возможность для создания политического противовеса 'силовикам', и он назвал Дмитрия Медведева своим преемником.
Однако в вопросе о том, как будут строиться отношения внутри команды Путин-Медведев, остается много неясностей. Совсем не удивительно, если эти отношения будут выстраиваться по тому же принципу, по какому они выстаивались у советского лидера Леонида Брежнева с тогдашним главой правительства Алексеем Косыгиным, когда у СССР было фактически два руководителя. Как и в случае с "Программой перестройки архипелага", Владимир Путин пытается привести к руководству человека, которому он может доверять.
Пользуясь тем, что Администрация Президента доверяет Медведеву, Владимир Путин видимо поставил перед собой цель: создать на его основе правительство, по типу того, которое существовало в послевоенной Японии в середине 50-х годов, руководимое одной партией, способное проводить политические и экономические реформы.
Первостепенными проблемами для тандема Путин-Медведев станет подготовка к проведению Олимпиады-2014 в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Экономические и политические контакты России с США и странами ЕС протекают не слишком гладко, поэтому Москва обращает свой взор на Дальний Восток и Среднюю Азию.
По всей видимости, скоро в Японию потекут российские нефть и газ. Товарооборот между нашими странами составляет сейчас, по разным оценкам, до двадцати миллиардов долларов в год и продолжает стремительно увеличиваться. Кроме того, для решения, к примеру, проблемы денуклеаризации Корейского полуострова нормальные российско-японские отношения не менее важны, чем российско-китайские связи. Поэтому можно предположить, что эта сфера также не останется без внимания.
И даже если Россия все-таки отвернется от Европы в сторону Азии, для Японии это не станет нежелательным развитием событий. Есть мнение, что в период между предстоящим саммитом "большой восьмерки" в Тояко (о. Хоккайдо) и саммитом АТЭС во Владивостоке в российско-японских отношениях произойдут коренные изменения.
______________________________________
Путинская монархия восхваляется за достижение 'стабильности' ("Sankei", Япония)
Вызывающая тревогу 'имперская' демократия ("Yomiuri", Япония)