Косово готовится объявить о своей независимости при поддержке Америки. И хотя администрация Буша, судя по всему, не ожидает, что это вызовет какие-либо серьезные последствия, процесс, скорее всего, станет причиной множества споров и дестабилизирует обстановку в регионе.
Взаимоотношения Европы, России и Америки могут ухудшиться. Сербские политики могут занять еще более националистические правые позиции. Лидер Радикальной партии Томислав Николич (Tomislav Nikolic) одержал победу в первом туре президентских выборов, состоявшихся в позапрошлое воскресенье. На Балканах может начаться еще одна война, хотя это, к счастью, маловероятно.
Сторонники независимости Косово утверждают, что стабильность - не самое главное. Соединенным Штатам, по большому счету, нет никакого дела до статуса Косово, и было бы лучше, если бы они не вмешивались в ситуацию, однако эта возможность давно упущена.
На протяжении 1990-х годов США напряженно трудились над расколом Югославии, в которой главенствующее положение занимали сербы. При этом Америка вынуждала этнических сербов оставаться в новообразованных государствах. Возникли такие страны, как Босния, Хорватия, Македония, Черногория и Словения, при этом ожидалось, что сербы, проживающие в этих странах, в частности в Боснии и в Хорватии, с радостью воспримут свою судьбу.
Такую же политику США применили и к Косово, входящему в состав Сербии. В 1999 году Вашингтон начал военную кампанию НАТО по оказанию помощи албанским силам, лишив сербов контроля над данной территорией.
Администрация Буша продолжила политику администрации Клинтона. Проведя ряд непродуктивных и фиктивных "переговоров", посвященных вопросу независимости Косово, администрация теперь планирует признать новое государство даже в том случае, если оно не будет признано Организацией Объединенных Наций.
Конечно, Вашингтон настаивает, чтобы проживающие в Косово сербы оставались в новом государстве. Как и раньше, отделение от сербов одобряется, а вот отделение самих сербов запрещается. Это справедливо?
Следует, конечно, отметить, что разобраться в противоречащих друг другу претензиях на Косово нелегко. Когда-то эта территория была родиной сербов, там в 1389 году произошла битва на Косовом поле (по-сербски - Поле черных дроздов), в которой сербы потерпели поражение от турков (это поражение, возможно, оказало большее влияние на формирование сербского сознания, чем оказала бы победа - именно так обычно происходит на Балканах).
Со временем большую часть населения стали составлять албанцы, отчасти благодаря усилиям югославского диктатора Броза Тито, направленным на подавление сербского национализма в многонациональной коммунистической стране.
В 1980-х годах сербы жаловались на недопустимое поведение албанского большинства в Косово. В 1982 году газета New York Times сообщала о "происходивших практически каждую неделю изнасилованиях, поджогах, грабежах и фактах промышленного саботажа, которые, судя по всему, имели целью вынудить проживавших в Косово славян - сербов и черногорцев - покинуть провинцию.
Ситуация изменилась после того, как Слободан Милошевич, посетивший Косово в 1987 году, использовал этот визит для разжигания сербского национализма и прихода к власти. Благодаря ему Белград восстановил сербский контроль над Косово.
После развала Югославии в отделившихся Боснии и Хорватии разгорелись очень тяжелые конфликты, так как в них проживало большое количество сербов, которые хотели независимости или присоединения к Сербии.
Хотя сербы, возможно, и несут ответственность за большую часть совершенных зверств, боснийцы и хорваты тоже убивали сербов и друг друга. Крупнейший случай этнической чистки, имевший место до войны в Косово, произошел в Хорватии, в провинции Сербская Краина, где хорваты уничтожили большое количество сербов. Последствия войны в этом регионе были заметны еще долгие годы. Большинство сербов, проживавших в Краине и вынужденных покинуть ее, так и не вернулись в свои дома.
В 1990-х годах отношения между сербами и албанцами в Косово тоже ухудшились. Правление сербов было жестким; албанцы, составлявшие большинство населения, создали альтернативное правительство и общественные институты; Армия освобождения Косово (названная Соединенными Штатами "террористической" организацией) начала совершать нападения на сербских чиновников и албанских "коллаборационистов"; на что последовал жестокий ответ сербских властей. Борьба ширилась, количество жертв росло.
Даже после 1999 года трагическая война не прекратилась, продолжали тлеть, пусть и в меньших масштабах, этнические и межконфессиональные конфликты, унесшие за два года две тысячи жизней. Примерно в то же самое время в Сьерра-Леоне погибли около четверти миллиона человек. Однако администрация Клинтона под руководством Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) решила начать войну против сербов, и американские бомбардировки быстро вынудили их сдаться.
С 1999 года территория находится под управлением ООН и НАТО. После победы союзников албанцы изгнали из края около 200000 сербов и представителей других национальных меньшинств, в частности цыган. Косовские партизаны стали лидерами - как политическими, так и криминальными. Три года назад албанские толпы начали убивать и вытеснять сербов, жечь и разрушать сербские дома, церкви и монастыри.
Неудивительно, что США и Европа хотят покончить с созданным ими беспорядком. В последние два года проводились несистематические переговоры о статусе Косово, однако в их результатах сомневаться не приходилось. Союзники дали понять албанцам, что они получат независимость, если не будет достигнуто соглашение - вот оно и не было достигнуто.
Сербы не купились на обещание приема в Европейский Союз, а русские сказали "нет" Западу. Поэтому теперь Косово планирует объявить независимость, возможно, уже на днях, а США и большинство европейских стран признают это новое государство.
Самой разумной политикой для Вашингтона было бы отступить назад и заявить, что он не признает никакой независимости, пока между Косово и Сербией не будут проведены настоящие переговоры, то есть такие переговоры, результат которых не будет ясен с самого начала.
Рассматриваться должны все варианты, в том числе и смешанное гражданство (косовское, сербское и гражданство ЕС), а также отделение в рамках отделения, то есть концентрация сербов на севере Косово, преимущественно вокруг Митровицы, и их отделение от Косово с целью остаться в составе Сербии.
США должны остановить гонку за независимостью, но не потому, что у Вашингтона есть какие-то причины возражать против превращения Косово в независимое государство. Статус этой территории не имеет для Америки особого значения. Соединенным Штатам все равно, кто правит в Приштине - албанцы или сербы.
Однако Вашингтон более десяти лет дестабилизировал обстановку на Балканах. Ускорив распад Югославии быстрым признанием независимости Словении и Хорватии, союзники нарушили ход переговоров о статусе меньшинств в отделившихся государствах. Американские дипломаты, кроме того, помешали урегулированию боснийского конфликта на ранних этапах, еще больше испачкав в крови руки союзников.
То же самое Вашингтон и Брюссель сделали и в Косово. Начиная с 1998 года они выступали на стороне албанцев, подталкивая тем самым их к непримиримости в переговорах. Может быть, мирного решения и не существовало, однако мы этого никогда не узнаем из-за вторжения американских и европейских войск.
После косовской войны 1999 года они пообещали албанцам независимость и отказывались от любого компромисса, например, от предоставления сербам возможности отделиться от Косово. Все это время Запад обвинял Белград в отказе от принятия позиции албанцев. А теперь союзники готовы дать зеленый свет независимости Приштины.
Результаты этой стратегии вряд ли будут положительными. На Балканах появится новое жестокое и нестабильное государство, наполненное преступниками и, возможно, открытое для террористов.
Это оттолкнет Сербию от Европы, из-за чего на Балканах может образоваться большая политическая и экономическая дыра. Признание независимости Косово подтолкнет другие сепаратистские движения на Балканах и в других регионах, где этнические и политические меньшинства тоже начнут говорить об их "праве" на независимость. Пренебрежение Запада интересами России ухудшит отношения с Москвой и сделает ее более агрессивной. Нерешенность вопроса о статусе сербов в Косово чревата риском возобновления конфликта между албанцами и сербами, а также возможно, между Сербией и Косово.
Просто "превосходные" результаты.
У Вашингтона еще есть время сказать "нет" и смягчить некоторые последствия своего вмешательства в дела Балкан. Однако на данном этапе шансы на это невелики.
Дуг Бэндоу - научный сотрудник Американского консервативного военного альянса (American Conservative Defense Alliance), бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана. Автор нескольких книг, в том числе книги "Внешнеполитические глупости: новая глобальная империя Америки" (Foreign Follies: America's New Global Empire).
_____________________________________________________________
За решением второго города Сербии объявить Владимира Путина своим почетным гражданином стоит политика ("Christian Science Monitor", США)
Дата отделения Косово зависит от итогов выборов ("The Financial Times", Великобритания)