Мира Маркович и Марко Милошевич получили убежище два года назад, когда умер Слободан Милошевич. Российские источники 'Политики' удивляются, почему этот вопрос стал актуальным перед выборами.
Вдова и сын бывшего президента Сербии и Союзной Республики Югославии Слободана Милошевича получили убежище в России в марте 2006 года, утверждает источник 'Политики' в Москве, отмечая, что с удивлением следит за сообщениями белградской печати, где говорится о том, что Мире Маркович и Марку Милошевичу статус беженцев дан 'перед новогодними праздниками'.
'Прошло почти два года с тех пор как они получили убежище, но как мне кажется, эта история всплыла перед вторым туром президентских выборов в Сербии только для того, чтобы вызвать враждебность к России', - говорит этот российский источник.
Официальный представитель Федеральной миграционной службы России Константин Полторанин в пятницу сообщил, что Мирьяна Маркович и Марко Милошевич в марте 2006 года получили статус беженцев, но не упомянул, имеют ли они статус политических беженцев, а именно 'защищены от политических преследований'. Сообщается, что Маркович и Милошевич-младший в конце 2005 года обратились в Миграционную службу МВД Москвы с просьбой о предоставлении статуса беженцев 'в соответствии с Международной конвенцией ООН о статусе беженца от 1951 года и протокола к ней от 1967 года, который Россия ратифицировала в 1992 году и, в соответствии с российским законом о беженцах от 1993 года, эти лица получили такой статус в марте 2006 года'.
Занимавший когда-то пост юридического советника Слободана Милошевича Зденко Томанович сказал 'Политике', что не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию, что вдова и сын бывшего президента получили убежище.
Между тем, еще в марте 2006 года, когда Милошевич умер в тюрьме Гаагского трибунала, и когда решался вопрос, может ли его вдова приехать на похороны в Пожаревац, Российское информационное агентство сообщило со ссылкой на информированные источники, что Мирьяна Маркович и Марко Милошевич имеют статус беженцев и, если бы покинули территорию России, могли бы беспрепятственно вернуться обратно. Марко Милошевич уехал из Сербии 7 октября 2000 года, а Мирьяна Маркович - в феврале 2003 года.
Борислав Милошевич, брат бывшего президента и бывший посол СРЮ в Москве заявил вчера, что не знает, получили ли его невестка и племянник политическое убежище в России.
'Мы друг с другом общаемся только по годовщинам, не больше. Я не часто с ними контактирую', - сказал Милошевич, добавив, что и для него сообщения об убежище - это новость.
Елена Гуськова, российский историк и руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса говорит, что появление информации о вдове и сыне Слободана Милошевича связано с политическими выборами в Сербии. Белградская газета 'Блиц' свою 'эксклюзивную' новость о 'новогоднем' убежище Милошевичей поставила в связь с уголовным делом, возбужденном в июне прошлого года, когда их обвинили в организации контрабанды сигарет. Для адвоката Райко Даниловича это 'политический сигнал сближения сербских политиков с Россией', потому что сотрудничество 'очевидно, расширяется с косовского вопроса и на такие вещи'.
Бывший дипломат и поверенный в делах посольства Социалистической Федеративной Республики Югославия в Москве Душан Лазич говорит, что этот случай 'показывает отношение России к нашей стране и заметным членам бывшего режима', и что нашему государству нужно было бы 'выразить недовольство'.
Между тем, в Сербии еще ни одно обвинение Мирьяны Маркович и Марка Милошевича не доказано. Маркович обвиняется по второстепенному делу о подстрекательстве к злоупотреблению служебным положением - когда няне ее внука нелегально выделили квартиру. Расследование о контрабанде табака ведется, но обвинение еще не рассматривалось судом.
В следующем году, после того как закончится трехлетний срок с момента получения статуса беженцев, Мирьяна Маркович и Марко Милошевич могут запросить российское гражданство. И тогда будут полностью застрахованы от выдачи.
Перевод с сербского: Николай Соколов
_____________________________________
За решением второго города Сербии объявить Владимира Путина своим почетным гражданином стоит политика ("Christian Science Monitor", США)