Решение Владимира Путина стать премьер-министром, если Дмитрий Медведев будет следующим президентом России, сделало их успех на мартовских выборах виртуальной уверенностью. Хотя лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов и лидер либеральных демократов Владимир Жириновский выставляют свои кандидатуры - в отличие от 2004 года, когда они выставляли дублеров, - ни один из них не наберет больше 15% голосов.
Но в то время, как победа Медведева в первом раунде голосования кажется обеспеченной, важные вопросы возникнут уже после подсчета избирательных бюллетеней. Как будет распределена власть между Медведевым и Путиным? Кто будет управлять? Неужели Россия должна будет переписать свои законы и Конституцию, чтобы наделить премьер-министра большей официальной властью? Неужели Путин рискует своим политическим будущим, вступая формально на второстепенную должность и принимая на себя ответственность за всю социально-экономическую политику?
Конституция России не допускает 'техническое президентство'. Глава государства имеет огромную власть, и одно это свидетельствует, что Медведев будет сильным президентом. Более того, Медведев - волевой политик и очень опытный администратор. Но Путин будет сильным премьер-министром хотя бы просто потому, что он - Путин. Он наверняка надолго останется самой популярной личностью в России. Это подразумевает систему управления, по крайней мере, с двумя центрами принятия решений - возможно, в добавление к 'Единой России', партии Путина и Медведева, которая набрала 64% голосов на недавних парламентских выборах по сравнению с 37% в 2003 году. Все это является явным прогрессом с точки зрения разделения полномочий.
Соглашаясь стать премьер-министром, Путин хорошо знает, чего ожидать. В конце концов, он несколько месяцев был премьер-министром в 1999 году. Многие комментаторы недооценивают власть премьер-министра. Согласно Конституции, премьер-министр - это глава исполнительной ветви власти, а правительство уполномочено определять главное направление внутренней и внешней политики. Многое зависит от личности премьер-министра; авторитетные политики, занимающие пост в кабинете, могут потенциально затмить президента. Вспомните Евгения Примакова - или Путина в конце последнего президентского срока Бориса Ельцина, когда каждому было ясно, что премьер-министр управлял страной. Версия премьер-министра Путина в 2008 году несомненно будет сильнее, чем версия 1999 года. Так что не нужно вносить никакие изменения в законы или конституцию для того, чтобы он остался главным политическим игроком.
Но Медведев - молодой и энергичный, с новым мандатом - будет гораздо сильнее, чем был Ельцин в 1999 году. Сильный премьер-министр, казалось бы, является более предпочтительным. Одна из главных слабостей в конституционном проекте России заключается в том, что власть отделима от ответственности: у президента больше всего власти, но правительство несет ответственность за результаты политики. С этой точки зрения американская модель, например, является более удачной: глава государства также руководит правительством. Не пытаясь исправить недостатки в проекте, новая ситуация - в которой самая сильная политическая личность возглавляет исполнительную ветвь власти - обеспечит более эффективную работу правительства, которое все еще пытается оправиться от административных реформ Путина, проведенных в 2004 году.
Многие комментаторы упрекали Путина за согласие на работу, которая, по их словам, ниже его - приняв на себя ответственность за строительство дорог, систему социального обеспечения, инфляцию и многие другие проблемы, которые могут подорвать его популярность. Однако его нужно благодарить, а не упрекать.
Но насколько устойчивой будет эта новая система управления? Как долго Медведев будет президентом, а Путин премьер-министром? Что, если они поссорятся? Конечно же, для стабильности необходимо соглашение между двумя главными игроками; и наверняка множество противников и союзников будут пытаться разжечь между ними вражду.
Но Путин и Медведев работали вместе на протяжении более чем 17 лет без серьезных конфликтов. Более того, Путин никогда не ошибался в лояльности людей, которых он продвигает по службе. В эру Ельцина уволенные чиновники часто мстили, издавая свои мемуары и 'рассказывая все' о своем бывшем шефе. В эру Путина никто этого не сделал.
Михаил Касьянов, бывший премьер-министр, а теперь критик от оппозиции, был наследием Ельцина. Когда Путин делает самое важное назначение в своей жизни - выбор своего преемника - можно быть уверенным, что его расчеты являются тщательно продуманными. Таким образом, Медведев станет следующим президентом и будет занимать этот пост, по крайней мере, в течение одного полного срока. А Путин останется премьер-министром все это время с хорошим шансом вновь стать президентом в 2012 или 2016 году - или после любых других президентских выборов в течение последующих двадцати лет.
________________________________
Вячеслав Никонов, президент Фонда 'Политика'
________________________________
Набег на Кремль ("L'Espresso", Италия)
Следующий путинообразный ("The Weekly Standard", США)