Чеченский правозащитник предупреждает о том, что идеология воинствующего исламизма набирает популярность в сепаратистской Чечне и распространяется в других регионах беспокойного Северного Кавказа.
43-летний писатель и бывший журналист Усама Байсаев, заработавший себе репутацию правозащитника статьями о нарушениях прав человека в Чечне и соседних республиках, рассказал о своем отношении к сложившейся (на Северном Кавказе) ситуации во время лекции в Национальном фонде в поддержку демократии (National Endowment for Democracy) в Вашингтоне. Эти выводы могут встревожить американских и европейских политиков, и без того обеспокоенных непростой ситуацией в регионе, стратегически важном для США из-за своей близости к Ирану, Турции и Афганистану.
После распада СССР Россия участвовала в двух войнах против сепаратистов в Чечне, в том числе в войне 1999 года, которая помогла российскому президенту Владимиру Путину укрепить свою популярность. Хотя бои в Чечне затихли несколько лет назад, после того как российские военные посадили там правительство, поддерживаемое Кремлем, беспорядки и конфликты по-прежнему происходят по всему Северному Кавказу.
Несколько недель назад были отмечены акции протеста в соседствующей с Чечней, по преимуществу мусульманской, республике Ингушетия, вспыхнувшие из-за организованных правительством преследований политической оппозиции.
Демонстранты восстали против коррумпированности должностных лиц и президента республики Мурата Зязикова, верного союзника Путина. В понедельник Путин посетил военное подразделение, дислоцированное в горах Дагестана, еще одной республики, на востоке граничащей с Чечней.
'В этих республиках сохранились метастазы повстанческих движений, - говорит Мириам Ланской (Miriam Lanskoy), старший куратор проектов по Средней Азии и Кавказу в National Endowment for Democracy. - Они приезжают в Чечню, сражаются неделю-другую, а потом едут назад к себе домой и обратно превращаются в благонадежных мирных жителей'.
Ланской, заканчивающая книгу о Кавказе, сказала, что чеченские повстанцы, придерживающиеся строгого ваххабитского учения в исламе, с 1998 года боролись со светскими националистами за контроль над движением сепаратистов. Сначала в этом противоборстве побеждало светское крыло движения.
Однако, по ее словам, ситуация изменилась, когда лидеры светского крыла в 2000 году пытались спастись из Грозного, столицы Чечни, накануне штурма российскими войсками. Многие бежали из страны или были убиты, в том числе около десяти человек из высшего руководства боевиков, подорвавшихся на минном поле.
В своей лекции Байсаев проиллюстрировал переход от светского национализма к исламскому влиянию на сепаратистов с помощью фотографии надписей на стене. Сначала на манер граффити на ней было написано 'Свобода или смерть'. А внизу читалась более новая надпись: 'Чечня принадлежит Аллаху'.
'Они считают, что у них нет другого выбора', - сказал Байсаев о боевиках и добавил, что они, вероятно, 'начнут вести войну на более широкой территории', которая будет включать Ингушетию, Дагестан и другие соседние республики.
Байсаев, будучи корреспондентом 'Радио Свобода', документировал нарушения прав человека в Чечне с 1999 года, когда началась вторая фаза войны. Он является одним из основателей общества 'Мемориал', некоммерческой организации, занимающейся мониторингом случаев проявления жестокости, военных преступлений и других нарушений прав человека.
Байсаев впервые начал заниматься правозащитной деятельностью в 1995 году, когда во время первой чеченской войны в его деревне Самашки появились сотрудники Human Rights Watch. На следующий год пришли российские солдаты, искавшие боевиков, и стали выгонять жителей из своих домов. По словам Байсаева, солдаты начали стрелять и ранили членов его семьи и других жителей деревни.
В последние годы Байсаев и еще несколько человек в Грозном и Ингушетии занимаются составлением 'Хроники насилия' - летописи преступлений, совершенных во время недавней войны в Чечне.
'Чечня стала величайшей гуманитарной катастрофой и одним из страшнейших случаев нарушения прав человека в Европе', - сказал он.
Байсаев получил известность за пределами Кавказа после своего выступления на конференции в Стокгольме осенью 2006 года, где он также привлек к себе внимание известной российской журналистки Анны Политковской. По его словам, она особенно заинтересовалась его рассказом о сотрудничестве российских спецслужб с чеченскими криминальными кругами, направленном против повстанцев.
'Я назвал конкретные имена убийц, которые сейчас находятся у власти в Чечне', - сказал Байсаев. Политковская уговорила Байсаева разрешить ей использовать результаты его работы и опубликовать их под другим именем, что она и сделала. Через два дня, 7 октября 2006 года, Политковскую убили в подъезде ее дома в Москве. Байсаев не знает, привела ли к убийству публикация его материалов или что-то другое.
'Она была совершенно бесстрашная, - сказал он. - У нее было одно потрясающее качество. Она не забывала о самом человеке, когда писала о нем. Поэтому даже если люди чувствовали разочарование, они хотели с ней разговаривать'.
Байсаев сказал, что сейчас от чеченцев будет зависеть, забудут о них или нет.
'Мы сами должны писать свою историю', - сказал он.
_____________________________________________
Ад в двух шагах от рая ("The Wall Street Journal", США)
Битва за душу Чечни ("The Guardian", Великобритания)