Завтра, 7 февраля, отмечается День 'северных территорий'.
В России уже идет агитационная борьба между участниками предстоящих президентских выборов, по результатам которых мы узнаем имя следующего российского лидера. В июле в окрестностях озера Тоя пройдет саммит "большой восьмерки", и победитель президентских выборов станет первым российским (включая эпоху СССР) лидером, ступившим на землю Хоккайдо - острова, примыкающего к 'северным территориям'.
С учетом этих фактов хотелось бы обратиться к японскому правительству, чья позиция на переговорах по территориальному вопросу в последнее время вызывает много нареканий. Согласно источникам в правительстве, проблема 'северных территорий' не будет подниматься на общих заседаниях глав государств в ходе предстоящего саммита. Она не будет фигурировать и в письменных документах. Судя по тому, что японская сторона собирается поднимать эту тему исключительно на двусторонних переговорах, можно предположить, что японское правительство решило вести тактику 'безопасной игры', что в данном случае недопустимо. Скромность в дипломатии - это непозволительная роскошь.
Создается впечатление, что в Японии в последнее время приверженность принципу "нераздельного возвращения четырех островов" пошатнулась. Мы обязаны дать понять российской стороне, что это не так. Мы должны воспользоваться предстоящим саммитом на Хоккайдо как уникальным шансом для того, чтобы открыть себе путь к окончательному решению территориальной проблемы.
На президентских выборах в России победа без сомнения достанется Дмитрию Медведеву, которого Владимир Путин представил в качестве своего преемника. Поэтому можно ожидать, что с российской стороны новое правительство продолжит следовать политическому курсу нынешнего президента. С другой стороны, нельзя забывать, что после терактов в США 11 сентября 2001 года международной сообщество было поглощено борьбой с терроризмом. Тогда же в Японии произошла серия скандалов, в которых оказались замешаны многие политики и дипломаты, отвечающие за взаимоотношения с Россией. Совокупность этих внешних и внутренних факторов способствовала тому, что переговоры по территориальной проблеме оказались на некоторое время в состоянии стагнации. В какой-то момент Япония забыла, за что она борется.
Японский МИД никак не может определиться
В Японии начинают раздаваться голоса в поддержку двух компромиссных вариантов решения территориального спора - "возвращения двух островов" и "возвращения половины площади спорных территорий". Этим, а также нестабильностью во внутренней и неопределенностью во внешней политике Японии, воспользовалась Россия. В подобной атмосфере у участников "Движения за возвращение северных территорий", наблюдающих отсутствие уверенности у политиков, невольно опускаются руки.
Так или иначе, разговоры о компромиссном решении проблемы возвращения территорий, незаконно захваченных в свое время Сталиным и насильно включенных в состав России, выглядят, по меньшей мере, странно. После распада Советского Союза отношения с Россией были построены на увязке обсуждения территориального вопроса с сотрудничеством в области экономики. Жестокий урок, который мы усвоили за время проведения такой политики, заключается в том, что укрепление экономического сотрудничество не приводит к решению территориальной проблемы.
Необходимо поразмышлять над тем, как мы могли бы еще раз добиться от мирового сообщества признания того, что территориальная проблема существует. И в этом смысле саммит в Тояко является уникальным шансом. Правительство выбрало глобальное потепление и экологические проблемы в качестве главных тем саммита. К этим темам нужно добавить и проблему 'северных территорий'. В беседе с членами "большой восьмерки" мы должны обратить их внимание на то, что позиция, которой придерживается России уже 63 года, несправедлива, и дать им понять, что послевоенное урегулирование все еще не завершено.
Участие премьер-министра в общенациональном съезде "Движения за возвращение северных территорий"
Проблема 'северных территорий' фигурировала в заявлениях и документах на саммитах в 1990-1992 годах в следующем виде: "Мы приветствуем стремление России проводить внешнюю политику, основанную на принципах законности и порядка. Мы верим, что это обязательство России станет основой для полной нормализации российско-японских отношений, включая территориальный вопрос".
Более того, в 2005 году Евросоюз в своей резолюции потребовал от России возвращения Японии 'северных территорий'. Сможет ли Япония в очередной раз поднять этот вопрос на международной арене, называемой "саммитом", зависит от ее внешнеполитического влияния. Если мы не воспользуемся возможностью, которую дает нам предстоящий саммит, то можно ожидать, что нынешняя расстановка сил в территориальном вопросе будет и впредь восприниматься Россией как данность.
Есть мнение, что включение России, которая не следует демократическим принципам, в "большую восьмерку" было ошибочным решением. Если нам в ходе саммита удастся обратить внимание на то, что расположенные неподалеку острова все еще оккупированы, это не может не заставить Россию почувствовать свою "вину".
Кроме того, если территориальный вопрос будет поднят на таком уровне, это станет хорошим уроком не только для нового российского правительства, но и для Китая и Южной Кореи, также незаконно претендующих на японские территории.
7 февраля в Токио открывается 27-й съезд 'Движения за возвращение северных территорий'. За последние годы это мероприятие уже несколько раз проходило без присутствия на нем действующего премьер-министра. В этой связи хотелось бы, чтобы премьер-министр Ясуо Фукуда обязательно принял участие в нынешнем съезде и рассказал о том, с какими намерениями он поедет на саммит "большой восьмерки". Это станет первым шагом к новому объединению японского народа в стремлении вернуть 'северные территории'.
________________________________________
России нельзя допускать поворота к автократии и излишней самоуверенности ("Mainichi", Япония)
Увиливая от проблемы 'cеверных территорий' ("Sankei", Япония)
"Северные территории" - Россия закрепляет состояние фактического захвата ("Sankei", Япония)