Статья написана специально для ИноСМИ
Сербского патриотизма не бывает
В начале девяностых годов я делал свою авторскую программу для словацкого телевидения, в которой принял участие маститый чешский политик Петр Питгарт. Речь шла о национализме и патриотизме, и я задал Питгарту вопрос: могут ли сербы тоже быть патриотами или они по определению всегда националисты? Питгарт на повышенном тоне и с явной обидой ответил дословно следующее: 'Я не знаю ничего ни о каком сербском патриотизме. Я знаю только о воинственном сербском национализме.'
Я тогда по неопытности удивился, и мне в голову не пришло, что из уст Петра Пигарта прозвучал некий принцип, некий символ веры, но котором все в большем мере основывают свою риторику и реальную политику многие в Европе.
Биржа демократических ценностей
Между тем в европейской политике все сильнее утверждается крайне опасная тенденция, которую правильно назвать политическим расизмом. Ее смысл в том, что за какими-то народами Европы априори признается некая врожденная приверженность к демократическим ценностям, а за другими, напротив, склонность к антидемократическому (авторитарному, тоталитарному, деспотическому, шовинистическому) образу жизни. Почти по Библии - овны и козлища.
Казалось бы, ничего нового, казалось бы, та же Россия в глазах Запада всегда была дикой и варварской, а та же Англия выглядела, по крайней мере в глазах самих англичан, островом свободы и демократии. Однако новое есть, этого нового много и в нем полезно разобраться.
В Европе строится новая гибкая, ситуативная иерархия народов по их 'демократическим достоинствам', и достоинства эти начинают себя вести, как курсы акций на фондовых биржах, их номинальная ценность постоянно скачет. Это особенная новая 'иерархия быстрого реагирования'. Провинился, сказал что-то не то - и достоинство снижается.
Новизна в том, что приверженность или неприверженность к демократии признается не за партиями, идеологиями, лидерами, как это было недавно принято, а именно за народами. Привычная сложная картина мира в духе: некоторые албанцы демократы, а некоторые нет, - заменяется плакатным упрощением. Его формула такова: 'Сегодня все албанцы демократы. Потому что ведут себя правильно. Что будет завтра, посмотрим'.
Происходящее все больше напоминает гитлеровскую иерархию народов по принципу арийскости, которая была тоже гибкой. Когда Гитлер переживал медовый месяц с Муссолини, итальянцы были все 'арийцами' как на подбор. Потом стали 'сбродом'. Арийское поначалу находили у греков, потом выяснилось, что они все-таки 'неполноценные'. А вот англосаксы - генетически так близкие немцам, до арийскости в иерархии Гитлера никогда не доросли.
Сегодня уровень 'демократической котировки' народов открыто, если не сказать цинично, связывается с тем, насколько послушно эти народы выполняют волю сильных.
Албания как светлый пример демократии
Казалось бы, еще вчера Албания была заповедником сталинизма, а албанцы дремучим отсталым народом, бесконечно далеким от демократических ценностей со своим дофеодально родовым общественным устройством. Зато сегодня все по-другому. Курс албанских демократических достоинств взлетел, как космическая ракета - после развала Югославии, военной победы США над Милошевичем и возникновения в Косове государственного образования совершенно нового типа Албания ставится всем в пример как бесспорный лидер в демократических преобразованиях. И если вдруг эта новая бурно растущая демократия начнет аннексировать территории соседних государств, то и для этого найдется убедительное объяснение.
Летом прошлого года я побывал в Македонии, где в течение двух дней руководители этой новой страны пытались выяснить у представительной международной делегации ПАСЕ: после признания независимости Косова Албания вслед за Косовом будет аннексировать всю Македонию или только ее часть? Представители ПАСЕ смущенно отворачивались в сторону - они тоже не знали ответ на главный для Македонии вопрос.
Другой пример - в непризнанном и несуществующем де-юре Косове проходят образцовые выборы, в которых побеждает местный полевой командир и которые признаются справедливыми и демократическими. Хотя наблюдателей на косовские выборы Европа на всякий случай не посылает.
На результаты этих выборов опирается аргументация международного сообщества в пользу неизбежности отделения Косова - народ демократически волеизъявился именно так. То есть, выгнав сербов с их земли, косовские албанцы не проголосовали за свое будущее в Сербии, а неожиданно высказались против.
Украина и Грузия догоняют Албанию
Пока Украиной правил Кучма, украинцы не были никак замечены в особых демократических достоинствах и выборы там всегда были в глазах Европы несправедливыми. Пришел к власти Ющенко, пришел сомнительным оранжево-революционным путем, и демократические котировки украинцев как народа резко поползли вверх. И выборы на Украине стали самыми правильными, российским не чета. Выборы по принципу - будем выбирать до тех пор, пока снова не выберем Ющенко с Тимошенко. На мировой бирже демократических ценностей загорелось табло: 'Сегодня украинцы демократы, завтра посмотрим'.
То же самое произошло с Грузией и грузинами. То же самое, похоже, становится системой и будет происходить со всеми и всегда. Таковы новые правила игры. И стотысячные митинги протеста против Саакашвили в Тбилиси не аргумент. Аргумент только один - какой конкретно сегодня курс каждого народа на бирже демократических ценностей.
Вопрос о том, кто определяет демократические котировки, остается открытым.
Кандидат России в ПАСЕ не прошел
В конце января 2008 года в ПАСЕ выбрали нового президента, никому не известного пожилого испанца по имени Луис Мария де Пуча, хотя по правилам ПАСЕ должны были выбрать представителя России Михаила Маргелова. Правила быстро изменили, официально был как бы достигнут компромисс, смысл которого в том, что Маргелова должны обязательно избрать в 2010 году. Но неофициально все в ПАСЕ говорили и говорят о том, что Маргелова не выбрали потому, что он русский. Вот был бы албанец, или хотя бы грузин, тогда пожалуйста.
И все это несмотря на большие и бесспорные риски для ПАСЕ и его будущего - Россия является одним из главных доноров этой организации, без участия России ПАСЕ скорее всего вообще утратит последние остатки своего авторитета.
После Косова
Так, возможно, будет называться новая эра. И пока она еще не наступила, полезно сказать о том, что политический расизм ведет к девальвации понятийного аппарата демократии и в конечном итоге открытому торжеству права сильного, от которого Европа, по крайней мере на уровне риторики, отказывалась на протяжении всего послевоенного периода. Реализация права сильного может означать только одно - Европа сползает в эпоху новых войн, которые всегда и везде начинаются как 'региональные этнические конфликты'.
Политический расизм выглядит как прагматическое упрощение, инструмент, с помощью которого, тот или иной народ можно когда угодно обозначить недемократическим и поступить с ним недемократически. Или как минимум играть свою игру на разнице демократических котировок.
Например, на бирже демократических ценностей сегодня венгры 'больше демократы', чем румыны, а румыны в свою очередь котируются выше, чем молдаване, а те в свою очередь выше приднестровцев. После Косова Европа может проснуться лицом к лицу с целым поясом региональных и этнических конфликтов, причем и Венгрия, и Румыния, и Молдавия, и Приднестровье их возможные участники. Кого поддержит и против кого будет Европа? И будет ли вообще 'приверженность демократическим ценностям' чего-то стоить? Или все это сдует как карточный домик новый ураган истории?
_____________________________
Видео о политическом расизме на новом сайте www.chelemendik.ru
www.chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=66
www.chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=65