Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Алексей Памятных, за что мы ему крайне признательны
_______________________________________________
Нынешний визит - это перелом
Анджей Писальник: Сможет ли визит премьера Туска внести перелом в польско-российские отношения?
Глеб Павловский: Несомненно. Этот визит означает начало нового серьезного и дружественного диалога между нашими странами. Успешные визиты бывают двух видов. Такие, которые завершают какой-то этап и во время которых подписываются соответствующие соглашения, либо же такие, которые открывают очередной этап и оживляют отношения, замороженные в течение длительного времени. Думаю, что во втором значении премьеру Туску успех гарантирован.
АП: Следует ли отделить тему о противоракетном щите от остальных вопросов, по которым легче договориться?
ГП: Ранее мы уже имели дело со сваливанием всех проблем в одну кучу. Это и завело наши отношения в тупик. Россия прекрасно понимает, что проблема щита возникла не по инициативе Польши - и тем более не Польша решает вопрос об ускорении или замедлении реализации этого проекта. Это проблема американо-российских отношений. А в свете приближающихся президентских выборов в США нельзя исключить, что проект щита вообще будет заморожен, как некогда проект Рейгана, касавшийся звездных войн. И мы вполне понимаем тот факт, что Польша, как верный союзник США, принимает участие в этом проекте.
АП: Может быть, проект является для Польши и своего рода сделкой, которую можно реализовать на выгодных условиях?
ГП: Мы это тоже имеем в виду. Однако, с другой стороны, не надо удивляться, что мы не хотим заключения подобной сделки за наш счет. Для нас важны готовность к искреннему диалогу и отказ Варшавы от идеи подкрепления этого шаткого проекта использованием антироссийской риторики.
АП: Премьер Туск подчеркивает, что агрессивная риторика российских генералов тоже наносит вред.
ГП: И он прав. Подчеркну, однако, существенную разницу между заявлениями и конкретными действиями. Россия до сих пор ограничивалась исключительно заявлениями и декларациями. А США предпринимают конкретные действия, которые становятся возможными благодаря поддержке, в частности, со стороны Польши.
АП: Очередной проблемой в наших отношениях является проект северного газопровода. Сможет ли премьер Туск заинтересовать российское руководство намного более дешевым проектом газопровода, который проходил бы через прибалтийские страны и Польшу?
ГП: Я не могу оценить этого предложения с экономической точки зрения, поскольку не являюсь экспертом. Но мне кажется, что мы оказались в ситуации избытка проектов, имеющих политическую основу. Каждую неделю - новый проект. Недавно очередной предложила премьер Тимошенко. Все дискуссии на тему этих проектов на 95 процентов состоят из политических аргументов, что не способствует их серьезному рассмотрению. Я не считаю хорошей идеей предложение нового проекта только с целью ликвидации уже реализуемого.
АП: Имеет ли Комиссия по трудным вопросам [недавно созданная двусторонняя комиссия для урегулирования сложных, преимущественно историко-политических вопросов в отношениях между СССР-Россией и Польшей - прим. перев.] шансы на урегулирование расхождений в оценке исторических событий, таких, как Катынь?
ГП: Чем больше будет дистанция между комиссией и соображениями государственного порядка, тем больше будут шансы на достижение положительных результатов. Для меня сам факт, что Катынь записывают в трудные вопросы, является ненормальным. Это дело прозрачно, как стекло. Существует полная документация, свидетельствующая о том, что катынское преступление было следствием конкретного решения советских властей, решения, не обоснованного ни с военной, ни с политической и ни с какой иной точки зрения. Я даже не знаю, о чем тут вообще дискутировать. Нужно открыть архивы.
________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Алексей Памятных
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
________________________________________________
Наци-реформатор Михаэль Горбах, офицер СС Вольдемар Пушник и отрицание Катыни ("The Economist", Великобритания)
Лучше бы Туску остаться дома ("Dziennik", Польша)
Корсет Туска ("Przeglad", Польша)